Автор: Юлия Павлюк
Беседовала Татьяна Ишина
Я вспоминаю: «Мне года 3-4, мы с братом сидим около наряженной елки и играем в игру, только что нами придуманную. Называется она «Найди игрушку!». Один загадывает, другой – ищет, где спряталась эта игрушка на елке. А игрушки… одна другой краше!»
Мы жили тогда очень далеко от Клина, но на нашей елке, как оказалось, было много игрушек, созданных Валентиной Ивановной Ермаковой.
Несколько поколений детей выросло с добрыми, красивыми игрушками отечественных мастеров. Как хочется, чтобы и наши дети видели не только модные дизайнерские елки с безликими шарами, чтобы национальная традиция жила и не прерывалась!
Накануне Нового года мы побеседовали с Валентиной Ивановной Ермаковой – ее имя хорошо известно клинчанам – мастером елочной игрушки, более 30-ти лет проработавшей на должности старшего художника Клинской фабрики елочных украшений.
Из биографии
В. И. Ермакова окончила Загорский индустриальный техникум игрушки, с 1953 г. работала разъездным мастером-инструктором в Научно-исследовательском институте игрушки г. Загорска (сейчас – г. Сергиев Посад). С 1963 года была переведена на должность старшего художника Клинской фабрики елочных украшений, где проработала более тридцати лет.
В.И. Ермакова награждена бронзовой медалью ВДНХ СССР, обладает одиннадцатью сертификатами за рационализаторские предложения.
Авторству Валентины Ивановны принадлежат знаменитые стеклянные елочные игрушки свободного выдувания «Матрешка», шары с просветом, а так же формовые игрушки «Мурзилка» и «Пушкинский фонарик», монтированные елочные украшения. Под ее руководством в 1988-1989 гг. созданы первые игрушки из полистирола «Груша», «Часы», а также «Птичка» и «Снеговик с колпаком», с декоративными элементами из пленки, ткани, бумаги.
Путевые заметки
Это записная книжка Валентины Ивановны, исписанная мелким аккуратным почерком. В ней отмечены все командировки по нашей огромной стране, в которых побывала Валентина Ивановна, будучи мастером-инструктором.
О некоторых поездках рассказывает Валентина Ивановна.
1. Казань
Однажды мне довелось побывать в Казани. Там наделали брака, дело было подсудное, и ехать туда, по правде говоря, все боялись.
В универмаг поступила партия елочных игрушек «Ворошиловский конек», которая была сделана с нарушением технологии. Олифа плохо сохла, и конек выглядел так, будто мхом оброс. Конечно, их никто не покупал, и директор универмага уже обратился в суд.
Мне в помощь выделили парня и девушку, и пока мы брак разбирали, краску протирали, они ругались на татарском, думали, что я не пойму все равно.
Я банки молча выскребла, олифу переварила (туда канифоль нужно было добавить, секрет такой есть). Лошадок оштукатурили, перекрасили, исправили. Потом и вторую партию переделали, в общем, решили проблему. Слышу, они уже мастера ругают…
А я за это время немного подучила татарский и ответила им что-то. Какое это произвело впечатление! Да ты наша, татарка!.. – говорят.
Командировку мне продлили, показали достопримечательности и Сабантуй, жеребенка закололи… Татарка ты – говорят, – и все тут!
2. Иваново
В «городе невест» выпускали кукол, потом их отправляли в разные концы страны, но пока их везли, румяна на щеках пропадали…
Пульверизации тогда не было, а притамповать маслом щеки куклам мастера не догадались. Нужно было нанести немного розовой краски, а потом «припудрить», чтобы блеск убрать. Тогда куклы переставали «бледнеть».
Я объездила с инспекциями всю страну, знаете, это было время энтузиастов – мы были раздетые, босые, но такие веселые!
В Клину
На Клинскую фабрику елочных украшений я перешла переводом с Загорского НИИИ в 1963 году – придумывала игрушки, составляла колер.
Это было сложное время, приходилось решать много проблем. Стеклодув должен с любовью и радостью идти на работу, а для этого нужно создать условия. Тогда наша фабрика располагалась возле реки, а стекло ведь боится влаги! Мы с трудом «пробили» строительство, и построили новую фабрику. Но специалистов не хватало, пришлось целую школу открывать!
Не хватало и стекла, клинское стекло тугоплавкое, мы тогда закупали стекло в Мордовии, поэтому очень интересной альтернативой стали игрушки из полистирола.
Пленку на крылышки для птички я сама лично ездила «выбивать», придумала использовать отходы от производства спичек (без серы), тряпки и бумагу, которые шли на отходы – мы подкрашивали их и использовали для декорирования.
Нам было очень интересно работать!
Любимые игрушки
Обычно представляешь художника в окружении его работ, в плену воспоминаний. Но на просьбу показать любимые игрушки, Валентина Ивановна отвечает, что давно их все раздарила, и осталась у нее случайно только одна матрешка.
– А зачем они мне? Дети выросли, елку не наряжаю…
– Я вяжу, вот (В.И. показывает яркий вязаный крючком круглый коврик и варежки) – всем, кому нужны. Хотите, и вам свяжу!
Мы уходим от Валентины Ивановны с массой подарков, праздничным настроением и душевной наполненностью…
Верьте, наши мастера – особенные, и волшебство продолжается!
Фото: Татьяна Ишина