О таинстве Покаяния

Покаяние – благодатное священнодействие, в котором верующий, с искренним раскаянием открывающий свои грехи Богу, получает по молитве священника прощение грехов от Самого Господа. Время Великого поста особенно благоприятно для серьезной, вдумчивой исповеди.

В сегодняшнем материале о таинстве Покаяния говорит протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященской церкви г. Клина.

Фото: Ю. Павлюк

Все мы не можем не скорбеть о том, как много зла в нашем мире – вроде бы мы и стремимся к добрым взаимоотношениям с близкими в семье и на работе, а получается «как всегда». Даже в нашей собственной душе не в состоянии навести порядка: обиды, раздражение, зависть и прочие страсти так и фонтанируют. Почему так? Не такими ведь мы созданы Творцом. Что же произошло?

Величайший проповедник христианской веры первоверховный апостол Павел говорит: «Грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5, 12). В данном случае апостол под словом грех (греч. «амартия») понимает не греховные действия и поступки, а их причину – наклонность человека ко греху.

Греховное расстройство охватывает всю человеческую природу во всех ее душевных и телесных свойствах (проявлениях).

Причиной подобного искажения Богом созданной человеческой природы является Адамов грех: согрешение прародителей человеческого рода, вследствие которого исказилась сама человеческая природа – как души, так и тела. Сами греховные действия, т.е. нарушение воли Божией, ап. Павел обозначает терминами преступление (греч. «паравасис» и «параптома») или непослушание (греч. «параки»).

В таинстве Крещения погружение в воду означает смерть и погребение со Христом, а выход из воды – совоскресение с Ним. Человеческая природа Иисуса Христа, которую Он принял от Пречистой Девы Марии, не имела греха, но была доступна всем человеческим немощам и страданиям, т.к. Господь принял такую же природу, искаженную Адамовым грехом, какую имеем и все мы.

Добровольным принятием крестной смерти на Голгофе и Светоносным Воскресением Спасителя Его человеческая природа была восстановлена от природного повреждения прародительским грехом. Она достигла совершенства выше райского состояния – непадательного (т.е. которое нельзя потерять) состояния Царства Небесного. Действием благодати Божией в таинстве Крещения уверовавший во Христа принимает семя обновленной Христом человеческой природы. В христианской жизни члена Церкви начинается процесс восстановления и обновления духовной природы согрешившего человека через веру – живую связь с Господом.

Как виноградная ветвь, когда прививается к новой лозе, становится одним живым организмом с ней, так и христианин породняется с Иисусом Христом в духовном организме – Церкви.

Сознательное по вере принятие таинства Крещения производит решительную перемену во внутреннем мире человека. Прежний человек – раб греха – умирает, рождается новый: Божие дитя. При этом возвращение к прежнему образу жизни убивает новую духовно-благодатную жизнь души и не дает возможности «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4).

Путь к возрождению человека начинается через покаяние. Покаяние бывает двух видов. Первое – радикальное, когда человек, обретя веру во Христа и Его Евангелие, решительно меняет свой жизненный путь, разворачивая, так сказать, на 1800 направленность собственной жизни. Теперь он живет для вечной жизни и бессмертия, тогда как раньше жил, чтобы умереть, навечно оставшись в запоздалом и бесплодном раскаянии, что растратил жизнь на мелочевку, а самую главную ценность – вечную жизнь Небесного Царства – не приобрел.

Такое радикальное покаяние человек переживает перед вступлением в семью Христову – Церковь – через таинство Крещения. Но бывает, что крещеный ранее человек по разным причинам ушел из Церкви, порвал родственную связь со Спасителем. В этом случае через обретение веры, отречение от ложного жизненного пути и личных грехов можно путем искреннего раскаяния в таинстве Покаяния вернуться в Церковь. Этим восстанавливаются живительные духовно-благодатные отношения со Христом. Но если вернулся в семью Христову, так цени ее и живи в ней: с Богом не шутят! Даже когда верующие люди только начинают учиться жить по-христиански, они уже ощущают поддержку от Господа и постепенно становятся новыми людьми.

Но с другой стороны, даже когда человек искренне раскаялся в неправде в своей прошлой жизни, у него остается навык, или многолетняя привычка, грешить мыслями, словами, делами. Греховные страсти ослабевают только тогда, когда христианин старается жить по вере и общаться со Христом в молитве, чтении Священного Писания и делах милосердия и любви. И все же человеку свойственно падать, совершать греховные падения. Но падать очень опасно: можно ведь и кости переломать так, что уже и не встанешь. Греховные падения всякого рода отдаляют нас от благодатной жизни Церкви и Самого Христа.

Происходит нечто подобное тому, как веточка виноградной лозы обламывается и держится только на коре. Тогда виноградарь соединяет обломившуюся, еще как-то держащуюся на лозе веточку, обматывает, лечит, чтобы живительные соки снова входили в эту веточку и она смогла бы продолжать расти и приносить плоды.

Во время таинства Покаяния священник молится о раскаявшемся грешнике Богу: «Даруй ему возможность покаяния, прощение и отпущение грехов и, простив ему всякий его вольный и невольный грех, примири и соедини его со Святой Твоей Церковью во Христе Иисусе, Господе нашем» (русский перевод).

Таким образом, помимо духовного исцеления человеческой души от греха восстанавливается разрушенная связь с Церковью и ее главой Иисусом Христом, так как без этой благодатной связи душа человека засыхает.

Таинство Покаяния человек совершает перед Богом. Видимые знаки Его присутствия – Крест и Евангелие на аналое. Священник – помощник нашего покаяния и свидетель перед Богом искренности кающегося.

Зачем нужен священник, если мы каемся Богу? Православные христиане составляют живое таинственное тело Христово – Церковь. Каждый орган этого тела имеет свое особое служение. Священник не по своему достоинству, а через таинство Священства стал проводником Божественной благодати: Христос действует в этом мире через людей, совершающих свое служение Церкви и получивших на это делание благодатный дар.

Через священника действует Сам Христос. Он слушает наши покаянные признания, при искренности нашего раскаяния лечит и очищает душу исповедника от греховной болезни. Поэтому любой законно совершающий свое служение пастырь может принять нашу исповедь. А вот советоваться о духовной жизни нужно с тем, кого мы хорошо знаем и с кем сложились доверительные отношения взаимопонимания.

Таинство Покаяния будет действенным, когда мы ежедневно проверяем свою совесть, сразу же приносим Богу покаяние после греховных мыслей и поступков.

Если мы регулярно моем и питаем свое тело, то, конечно, еще более важно омывать свою душу в таинстве Покаяния и питать себя Божественной Пищей – Причастием Тела и Крови Господа, т.е. реальной встречей и соединением с Ним.


Последние новости

Молебен перед строительством храма в поселке Ванькино

В коттеджном поселке Ванькино Клинского округа заложили фундамент под строительство храма в честь иконы Божией Матери «Умиление». Инициатором…

Сен 15, 2024

День трезвости в Клинском благочинии

11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в храмах Клинского благочиния после…

Сен 14, 2024

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В новом выпуске программы «Дорога к храму» поговорим о православном школьном образовании. Гости студии: благочинный церквей Клинского округа…

Сен 7, 2024

Нагорная проповедь. По плодам узнаете их (Воскресная школа онлайн, «Изучение Священного Писания», лекция 51)

Продолжаем публикацию занятий во взрослой группе воскресной школы при Скорбященском храме г. Клина по курсу протоиерея Бориса Балашова…

Сен 6, 2024
 
О таинстве Покаяния — Клин православный