«Духовники» – так называется книга Леонида Виноградова. Она состоит из шестнадцати интервью с опытными священниками, которые рассказывают о своих духовниках и делятся личным опытом. Среди них настоятель Скорбященского храма г. Клина протоиерей Борис Балашов. Приводим отрывок из его интервью.
Фото: Евгений Цапенко
– О. Борис, у вас уже большой священнический опыт – почти 45 лет. Какие вы видите основные проблемы духовничества?
– Проблем очень много. Часто у священника нет возможности нормально контактировать с прихожанами на исповеди – или он не хочет этого, или не умеет. Не менее важна и такая проблема: почему-то многие священники не считают нужным объяснять человеку, что ему необходимо ежедневно читать Евангелие и внимательно молиться. Живое общение с Богом необходимо! Есть священники, которые не знают таких азов. Если нет общения с Богом, исповедь превращается в пустую болтовню, а таинство Причастия сводится к ритуалу.
Еще одна проблема заключается в том, что наши духовные школы, на мой взгляд, дают неплохую богословскую подготовку, а вот с духовной подготовкой… Не говорю про всех, но некоторые выпускники так задирают нос, думают, что всё знают и вправе всех учить, а сами простых вещей в духовной жизни не понимают! Они знают, как совершать богослужение, знают догматы, многие факты из церковной истории, но не могут ни выслушать человека, ни поговорить с ним нормально, ни поисповедовать, ни объяснить, что к чему, да и вообще общаться с людьми не умеют и не хотят. В чем причина такого дилетантизма? Не знаю.
– У вас есть духовные чада?
– Я всегда относился к этому очень осторожно. Подходит ко мне человек: «Я хочу быть вашим чадом». Говорю: «Пожалуйста, приходите на исповедь, задавайте вопросы, а там – как сложится». Взаимопонимание и доверие друг к другу появляются, когда люди хотя бы год регулярно общаются, узнают друг друга. Исповедоваться – пожалуйста. Но если мы мало знаем друг друга, у нас не может быть полного доверия и взаимопонимания, а без этого все эти разговоры о духовнике и чаде будут пустыми. Кому нужны эти игры? У меня, кстати, ни с кем из моих духовных наставников никогда не было разговоров о том, что они мои духовники, а я – их чадо. Просто естественным образом складывались доверительные отношения, и я понимал, что они дают духовные советы, которые мне действительно на пользу.
– В православной среде очень популярна тема послушания. Люди начитались в патериках об абсолютном послушании, да и многие священники считают, что чадо должно быть у них в послушании.
– У нас в храме такого нет и никогда не было. Пусть священник сам покажет пример послушания! На себе. Полное послушание может быть в монастыре, причем далеко не во всяком, а только в том, где есть духовник, и у монаха есть с ним духовный контакт. А послушание в миру – это послушание Богу: ежедневная молитва, Евангелие, первым идти на примирение. Еще может быть рабочее послушание: тебе что-то поручили – делай.
– Но часто сами прихожане ищут именно такого руководства, причем не только в духовной жизни. Хотят, чтобы священник за них и житейские вопросы решал. Вас же тоже, наверное, часто спрашивают о том, что не относится к духовной жизни?
– Спрашивают. Но если я чувствую, что некомпетентен в данном вопросе, советую: разузнай поподробней, помолись, внимательно почитай Евангелие, причастись и сделай так, как сочтешь нужным. Но не по прихоти, а Господа проси, чтобы Он помог тебе сделать правильный выбор.
– А мужу и жене лучше иметь одного духовника?
– Если оба духовника вменяемые, то нет проблемы в том, что у супругов разные духовники – Христос один. А советоваться по духовным вопросам надо с тем, кто тебе ближе.
– Как быть во время каких-то конфликтных ситуаций, если у супругов разные духовники? Они могут дать разные советы. Да и картина у обоих духовников будет неполная.
– Потому и нужно, чтобы была регулярная церковная жизнь: Евангелие, молитва, исповедь, Причастие. А если уж возникает конфликтная ситуация, которую самим уладить не получается, лучше прийти к священнику вдвоем. И не только когда оба православные. У одной моей прихожанки муж – неопятидесятник-харизматик. У них была очень серьезная конфликтная ситуация, я ей предложил прийти с мужем. Поговорили с ним, нашли общий язык, и сейчас живут они более-менее счастливо.
– У кого исповедуетесь вы?
– У нас есть епархиальные духовники, к которым я хожу на ежегодную исповедь, а еще стараюсь исповедоваться у своих друзей-священников, с которыми у меня полное взаимопонимание. Но ведь духовник – не обязательно тот, кто исповедует. Духовник – тот, с кем общаешься, советуешься.
– В Греции исповедуют только опытные священники. Возможно ли такое у нас?
– Для этого нужны условия, которых в России нет. И в Москве священников не хватает, и на периферии. Надо быть реалистами.
– Митрополит Антоний Сурожский советовал проверять проповеди и наставления священника по Евангелию: соответствуют ли они духу Евангелия или противоречат ему.
– Прекрасный совет, но для этого сам мирянин должен понимать Евангелие. Вы пришли в Церковь – читайте Евангелие, вникайте, пропитывайтесь евангельским духом! Священники бывают разные. Иные такого насоветуют…
– Значит, мирянам надо самим не терять голову и понимать, что, раз пришли в Церковь, призваны к свободе?
– А без головы зачем ты нужен? Ты же человек, а не баран! А человек – это образ Божий, призван стать подобным Богу!
Приобрести книгу «Духовники» Л. Виноградова можно в лавке Скорбященского храма.