Автор: диакон Иоанн Иванов
Дорогие братья и сестры!
Мы сегодня слышали небольшой отрывок из Послания апостола Павла к римлянам, где говорится о нашем духовном опыте получения благодати: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5:1-5)
Какой-то очень длинный путь получения благодати мы видим… А с другой стороны, если мы посмотрим на Второе Послание апостола Петра, увидим то же самое, и там есть еще предначинание, т.е. путь еще длиннее. Главный вывод, который делает апостол Петр – «дабы вы через них (обетования) соделались причастниками Божеского естества» (2Пет.,1:4)
Терпение, рассудительность, надежда – все, что у нас есть в жизни. Но ведь благодать, как и Вечность – не бесплатный бонус. И человек, конечно, может прожить без благодати, но эта жизнь будет более низкого качества. Природой заложены в человеке чувство альфа-самца, способность бороться в смысле «выживает сильнейший» и защищать свою территорию от вторжения другого лица. И даже между близкими людьми разного пола возможно состояние конкуреции. По естеству природному это все понятно. Но именно забота о получении благодати дает человеку возможность называться Человеком с большой буквы, это вмешательство некоторого неземного фактора, способное сделать человека богоподобным. И благодаря этому возможно развитие таких отношений, которые, пусть слабо, но могут отражать Божественную любовь – мы называем это пожертвованием чем-то своим ради другого.
Мы помним довольно жесткие слова Христа «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34), когда отец отделяется от сына, мать от дочери, и т.д., но мы понимаем что это чувство «я люблю маму», «я люблю сына» не сильно нами и заработанное. Это то, что нам дает Господь, мы с этим рождаемся. А ведь человеку гораздо полезнее научиться любить самостоятельно.
Часто, понимая, сколь много скорбей наполняет душу и пребывает с нами постоянно, мы задаемся вопросом о своей судьбе. Но апостолы Петр и Павел говорят о том, что именно от скорби появляются опыт, терпение и надежда, которая не постыжает. Т.е. для того, чтобы я понял, нужна ли мне благодать от Бога, я должен что-то пережить, что-то опытно понять, и в первую очередь это касается моей души, моего духовного состояния.
Как мудрый учитель ставит некоторые задачи перед своим учеником, чтобы преодолев все упражнения, он стал, наконец, вровень с учителем, так и жизнь по неисследимому для нас Божиему промыслу, строится оптимальным для нас образом.
Однако, пройдя все испытания и скорби, человек приобретает не просто терпение, не просто опыт, а надежду на то, что Божественная благодать, пребывающая с ним, будет и направлять, и вразумлять, и давать силы для преодоления своих грехов. Но также будет давать и постоянное ощущение присутствия Бога рядом, в нашей жизни, что и есть самое главное. Аминь.