Проповедь протоиерея Бориса Балашова, настоятеля Скорбященского храма г. Клина, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, Мф.14, 14-22
Чудо умножения хлебов. Источник: psmb.ru
Событие, о котором мы сегодня слышали в Евангелии от Матфея, описано у всех четырех евангелистов – настолько оно было ярким и запоминающимся.
Иисус Христос учит народ. Учит не просто верить в существование Бога: в это люди всегда верили, хотя, конечно, и безбожники были и всегда будут, однако их абсолютное меньшинство. А как нужно в Бога верить? – Ну да, есть Он Там, на Небе, но что из этого следует лично для меня? Вот об этом и говорит Христос: как нужно жить, верить, любить, чтобы жить вечно и иметь помощь Божию на нашем земном пути, потому что Бог нас любит. Всегда находятся люди, для которых важно жить не для могилы и понимать, зачем живешь.
Христос удаляется в пустынное место и весь день объясняет собравшимся: какой Он – Бог, что Он хочет от людей, и что нам нужно делать для того, чтобы жизнь была настоящей, полноценной и вечной. Целый день многотысячная толпа внимает словам Христа. Но вот уже приближается вечер, и Господь понимает, что до дома людям идти далеко, а они уже устали и проголодались. Наверное, они просто не думали, что пробудут здесь допоздна, но не расходились, так как осознавали, насколько важны для них слова Христа. На первое место в этот день они поставили главное – слышание слова Бога. Поскольку они напитали свои души словом Божиим, Сам Господь заботится о том, чтобы подкрепить их телесные силы.
А подкрепить-то нечем. Христос, в ответ на просьбу учеников отпустить людей домой покушать, отвечает: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы (Мф.14,16-17), которые одному мальчику мама дала в дорогу. Но что это для такой огромной толпы?
Только ребенку могла прийти в голову такая странная мысль: «Вот, держите, у меня есть пять лепешек и две рыбки…» Но то, что нам порой кажется безумным, часто оказывается единственно правильным. И Христос повелевает апостолам принести эти хлебы и рассадить людей группами. Оказывается, что народу собралось больше пяти тысяч, не считая женщин и детей. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам (Мф.14,19). Апостолы не стали спорить, хотя это и казалось им безумной затеей. Они понимают, что это им сказал Христос, а Ему нельзя не верить: верят ведь не только, когда понимают, но и тогда, когда не понимают. Они пошли, стали раздавать еду. Раздают, раздают, раздают… а хлеб не заканчивается. И ели все и насытились (Мф.14,20).
Неужели люди одной крошкой наелись? Высказывались, конечно, и такие взгляды. Но Господь повелевает двенадцати апостолам пойти собрать то, что осталось, чтобы ничего не пропало, ведь еда важна для нас, поскольку дает жизненные силы, неслучайно мы сопровождаем ее молитвой, – и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных (Мф.14,20).
Это сейчас люди носят рюкзаки, сумки, портфели, а тогда у многих слушателей были с собой плетеные короба, и каждый из апостолов набрал такой полный короб оставшейся еды. И это ясно показывает всем, что Христос реально накормил людей и умножил хлебы.
Какие основные мысли для себя мы можем почерпнуть из этой истории?
Во-первых, что бы нам ни говорили окружающие, в первую очередь нужно выбирать Бога и общение с Ним, а повседневные дела Господь поможет нам совершить, подобно тому, как Он накормил голодных, когда они поставили Христа и Богообщение на первое место.
Иногда приходится слышать от прихожан, как бывает тяжело в воскресенье подняться рано, чтобы пойти в церковь. Устал за неделю, да и дел накопилось: пропущу сегодня воскресную службу, отдохну немного – Бог простит… И вот не пошел верующий человек на службу, пролежал, провалялся, но ничего толкового в этот день так почему-то и не сделал. А все потому, что он перевернул свой день с ног на голову, и то, что должно было быть на первом месте, оказалось на последнем. А другой человек побежал в церковь: как же, с Богом общаться – первое дело! Потом пришел домой – дел полно: семья, дети… Начал потихоньку работать и многое успел, как-то все устроилось. Почему? Да с помощью Божией! Есть такая закономерность в нашей жизни, ведь мы не животные и отличаемся от них не только тем, что хвоста нет. У нас есть бессмертная душа, и ее нужно в первую очередь питать общением с Богом, исполнением Его воли.
Почему мы говорим, что необходимо по воскресеньям и праздникам в храм ходить? Более трех тысяч лет назад Бог на горе Синай заповедовал нам через Моисея: Помни день праздничный, чтобы святить его (Исх.20,8). Шесть дней трудись, а этот Богу посвяти. Поэтому встреча с Богом в храме, Причащение на литургии – важнейшие вещи, которые освящают не только этот день, а всю следующую неделю, всю нашу жизнь и нашу семью!
Во-вторых, здесь мы видим нечто аналогичное событиям, которые описаны в Евангелии от Иоанна, где говорится о первом чуде, которое Иисус Христос совершил в Кане Галилейской, когда на свадьбе превратил воду в вино (см. Ин.2,1-11). Тогда гостям не хватило угощения, а сухое разбавленное водой вино использовалось именно в качестве пищи, а не средства увеселения, как сейчас. Видимо, люди были небогатые, не рассчитали своих возможностей – и Господь превращает в вино воду в шести огромных каменных сосудах (водоносах). И вина получается так много, что столько и не нужно на свадьбе, – его хватает всем гостям и еще очень много остается. Но зачем нужно столько вина?
Как и чудо умножения хлебов, так и претворение воды в вино нам некоторым образом указывает на важнейшее в нашей вере: общение с Богом в таинстве Причащения, где под видом хлеба и вина мы вкушаем Тело и Кровь Христовы, соединяясь с Богочеловеком духовно и телесно. И Христа хватит на всех, было бы лишь у нас стремление к Нему! Хватит для того, чтобы Господь Самим Собой напитал нашу жизнь, сделал ее настоящей, полноценной и помог идти правильным путем к бессмертию.
Важно и то, что Христос благословил хлебы, а раздавали их Его ученики. То есть Господь сотворил это чудо руками апостолов. И в настоящее время, когда мы с вами молимся на Божественной литургии, и священник предстоит перед престолом, совершая священнодействие, – разве он сам может сделать, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Христа? Конечно, нет! Совершает действия священник, грешный человек, а Божественную литургию, Чудо Евхаристии совершает Сам Христос. Он здесь, с нами! И очень часто Господь хочет действовать в этом мире через нас, нашими руками.
Главное, что нужно понять из сегодняшнего евангельского чтения, то, что Христа мы должны поставить на первое место в нашей жизни, и не только слышание Его слов, но и общение с Ним в молитве, и соединение с Ним, которое Он нам дает в таинстве Святого Причащения. Только тогда наша земная жизнь станет светлой, полноценной, дающей вечную радость и на земле, и на Небе. Аминь.