Image

Насыщение пятью хлебами (проповедь)

Проповедь протоиерея Бориса Балашова, настоятеля Скорбященского храма г. Клина, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, Мф.14, 14-22

Чудо умножения хлебов. Источник: psmb.ru

Событие, о котором мы сегодня слышали в Евангелии от Матфея, описано у всех четырех евангелистов – настолько оно было ярким и запоминающимся.

Иисус Христос учит народ. Учит не просто верить в существование Бога: в это люди всегда верили, хотя, конечно, и безбожники были и всегда будут, однако их абсолютное меньшинство. А как нужно в Бога верить? – Ну да, есть Он Там, на Небе, но что из этого следует лично для меня? Вот об этом и говорит Христос: как нужно жить, верить, любить, чтобы жить вечно и иметь помощь Божию на нашем земном пути, потому что Бог нас любит. Всегда находятся люди, для которых важно жить не для могилы и понимать, зачем живешь.

Христос удаляется в пустынное место и весь день объясняет собравшимся: какой Он – Бог, что Он хочет от людей, и что нам нужно делать для того, чтобы жизнь была настоящей, полноценной и вечной. Целый день многотысячная толпа внимает словам Христа. Но вот уже приближается вечер, и Господь понимает, что до дома людям идти далеко, а они уже устали и проголодались. Наверное, они просто не думали, что пробудут здесь допоздна, но не расходились, так как осознавали, насколько важны для них слова Христа. На первое место в этот день они поставили главное – слышание слова Бога. Поскольку они напитали свои души словом Божиим, Сам Господь заботится о том, чтобы подкрепить их телесные силы.

А подкрепить-то нечем. Христос, в ответ на просьбу учеников отпустить людей домой покушать, отвечает: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы (Мф.14,16-17), которые одному мальчику мама дала в дорогу. Но что это для такой огромной толпы?

Только ребенку могла прийти в голову такая странная мысль: «Вот, держите, у меня есть пять лепешек и две рыбки…» Но то, что нам порой кажется безумным, часто оказывается единственно правильным. И Христос повелевает апостолам принести эти хлебы и рассадить людей группами. Оказывается, что народу собралось больше пяти тысяч, не считая женщин и детей. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам (Мф.14,19). Апостолы не стали спорить, хотя это и казалось им безумной затеей. Они понимают, что это им сказал Христос, а Ему нельзя не верить: верят ведь не только, когда понимают, но и тогда, когда не понимают. Они пошли, стали раздавать еду. Раздают, раздают, раздают… а хлеб не заканчивается. И ели все и насытились (Мф.14,20).

Неужели люди одной крошкой наелись? Высказывались, конечно, и такие взгляды. Но Господь повелевает двенадцати апостолам пойти собрать то, что осталось, чтобы ничего не пропало, ведь еда важна для нас, поскольку дает жизненные силы, неслучайно мы сопровождаем ее молитвой, – и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных (Мф.14,20).

Это сейчас люди носят рюкзаки, сумки, портфели, а тогда у многих слушателей были с собой плетеные короба, и каждый из апостолов набрал такой полный короб оставшейся еды. И это ясно показывает всем, что Христос реально накормил людей и умножил хлебы.

Какие основные мысли для себя мы можем почерпнуть из этой истории?

Во-первых, что бы нам ни говорили окружающие, в первую очередь нужно выбирать Бога и общение с Ним, а повседневные дела Господь поможет нам совершить, подобно тому, как Он накормил голодных, когда они поставили Христа и Богообщение на первое место.

Иногда приходится слышать от прихожан, как бывает тяжело в воскресенье подняться рано, чтобы пойти в церковь. Устал за неделю, да и дел накопилось: пропущу сегодня воскресную службу, отдохну немного – Бог простит… И вот не пошел верующий человек на службу, пролежал, провалялся, но ничего толкового в этот день так почему-то и не сделал. А все потому, что он перевернул свой день с ног на голову, и то, что должно было быть на первом месте, оказалось на последнем. А другой человек побежал в церковь: как же, с Богом общаться – первое дело! Потом пришел домой – дел полно: семья, дети… Начал потихоньку работать и многое успел, как-то все устроилось. Почему? Да с помощью Божией! Есть такая закономерность в нашей жизни, ведь мы не животные и отличаемся от них не только тем, что хвоста нет. У нас есть бессмертная душа, и ее нужно в первую очередь питать общением с Богом, исполнением Его воли.

Почему мы говорим, что необходимо по воскресеньям и праздникам в храм ходить? Более трех тысяч лет назад Бог на горе Синай заповедовал нам через Моисея: Помни день праздничный, чтобы святить его (Исх.20,8). Шесть дней трудись, а этот Богу посвяти. Поэтому встреча с Богом в храме, Причащение на литургии – важнейшие вещи, которые освящают не только этот день, а всю следующую неделю, всю нашу жизнь и нашу семью!

Во-вторых, здесь мы видим нечто аналогичное событиям, которые описаны в Евангелии от Иоанна, где говорится о первом чуде, которое Иисус Христос совершил в Кане Галилейской, когда на свадьбе превратил воду в вино (см. Ин.2,1-11). Тогда гостям не хватило угощения, а сухое разбавленное водой вино использовалось именно в качестве пищи, а не средства увеселения, как сейчас. Видимо, люди были небогатые, не рассчитали своих возможностей – и Господь превращает в вино воду в шести огромных каменных сосудах (водоносах). И вина получается так много, что столько и не нужно на свадьбе, – его хватает всем гостям и еще очень много остается. Но зачем нужно столько вина?

Как и чудо умножения хлебов, так и претворение воды в вино нам некоторым образом указывает на важнейшее в нашей вере: общение с Богом в таинстве Причащения, где под видом хлеба и вина мы вкушаем Тело и Кровь Христовы, соединяясь с Богочеловеком духовно и телесно. И Христа хватит на всех, было бы лишь у нас стремление к Нему! Хватит для того, чтобы Господь Самим Собой напитал нашу жизнь, сделал ее настоящей, полноценной и помог идти правильным путем к бессмертию.

Важно и то, что Христос благословил хлебы, а раздавали их Его ученики. То есть Господь сотворил это чудо руками апостолов. И в настоящее время, когда мы с вами молимся на Божественной литургии, и священник предстоит перед престолом, совершая священнодействие, – разве он сам может сделать, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Христа? Конечно, нет! Совершает действия священник, грешный человек, а Божественную литургию, Чудо Евхаристии совершает Сам Христос. Он здесь, с нами! И очень часто Господь хочет действовать в этом мире через нас, нашими руками.

Главное, что нужно понять из сегодняшнего евангельского чтения, то, что Христа мы должны поставить на первое место в нашей жизни, и не только слышание Его слов, но и общение с Ним в молитве, и соединение с Ним, которое Он нам дает в таинстве Святого Причащения. Только тогда наша земная жизнь станет светлой, полноценной, дающей вечную радость и на земле, и на Небе. Аминь.


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Насыщение пятью хлебами (проповедь) — Клин православный