«Да светит свет ваш пред людьми!»
Автор: Ирина Ермакович
26 августа Православная церковь празднует память святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. В Скорбященском храме г. Клина в этот день отмечается престольный праздник.
Личность святителя Тихона Задонского связала собой два клинских храма – Скорбященский и Тихоновский. И это неслучайно. Все началось в 1907 году, когда по инициативе настоятеля тюремной церкви священника Сергия Щедрова, с благословения митрополита Московского и Коломенского Владимира вне ограды городской тюрьмы был заложен новый тюремный храм в честь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца (до этого существовала лишь церковь внутри тюремного здания).
Выбор святого покровителя храма был неслучайным, ведь еще при жизни святитель Тихон усердно помогал сирым и обездоленным, часто посещал заключенных в тюрьмах, поддерживал их и наставлял в слове Божием. Новый храм возводился на средства дворян и купечества. Церковь во имя святителя Тихона Задонского была построена в 1908 году и в октябре 1909 года освящена епископом Серпуховским Анастасием (Грибановским). Храм был приписан к Троицкому собору г. Клина.
Здание новой церкви находилось за пределами тюрьмы, к северо-востоку от него. Храм был расположен алтарем на восток под углом к улице Тихой. В 1924 году церковь святителя Тихона Задонского была закрыта советской властью. Престол, утварь и иконы первоначально перенесли в Воскресенскую церковь г. Клина, которая в начале 20-х годов использовалась как склад церковной утвари, а затем в Скорбященский храм. На левой солее Скорбященского храма в честь этого святого был сооружен маленький алтарь, освященный в 1947 году. Поэтому теперь праздник в честь святителя Тихона Задонского является престольным в Скорбященском храме.
В день праздника в Скорбященском храме собором духовенства Клинского благочиния была отслужена Божественная литургия, которую возглавил настоятель храма протоиерей Борис Балашов. После литургии был совершен крестный ход.
В своей проповеди настоятель храма протоиерей Борис Балашов сказал о святителе Тихоне:
«В евангельском чтении мы слышали притчу о светильнике, который хозяин ставит в доме на самом видном месте, чтобы мрак в помещении рассеялся и стало светло (см. Мф. 5, 14–19). Конечно, речь в притче идет не о свече или лампе, а о человеке, который может и призван сиять духовно-благодатным светом в земном мире. Когда в душе христианина нет греховной тьмы, а сияет свет Христовой любви, тогда вокруг этого человека меняется духовный климат, и окружающим легче «дышать».
Таким светильником веры был и остается для множества людей святитель Тихон Задонский. Он родился, когда завершалась деятельность царя-реформатора Петра I, за год до его смерти, в 1724 году. XVIII век для России был временем ломки традиционного уклада жизни, стремлением власть имущих перестроить на западный лад всю духовную и богослужебную жизнь Православной Церкви. Это был период так называемого «просвещения» и активного отхода от веры немалой части русского дворянства и образованных людей, которые под влиянием французских «просветителей»-атеистов считали православных людей темными и примитивными. Закономерно, что подобная ситуация начинала оказывать развращающее влияние и на простой народ. Неслучайно Господь призвал на служение святителя Тихона именно в это время. Это был человек глубокой веры, светлой души и по-настоящему преданный Богу.
Тихон (в крещении Тимофей) родился в Новгородской области, в семье псаломщика, который рано умер и оставил жену и шестерых детей. Семья бедствовала. Даже черного хлеба досыта не ели, но, несмотря на страшную скудость, у них было самое главное – Бог, живая связь веры с Ним и крепкая семейная любовь.
В селе, где они жили, был один бездетный состоятельный ямщик, которому приглянулся тихий добрый мальчик Тимофей, и он не один раз предлагал матери отдать своего сына ему на воспитание. Ямщик говорил, что Тимофей ему будет вместо сына, он обучит его своему делу и все свое достояние ему передаст; Тимофей будет жить у него сыто и благополучно.
Мать долго не соглашалась, но однажды, когда было совсем невмоготу, решилась отвести сына к ямщику. Тимофею не хотелось уходить, но он безропотно пошел с матерью, подчиняясь ей, понимая, что все происходящее с ним случается по воле Божией. Но вмешался старший сын. Придя домой и не застав матери, он спросил, где она. Близкие объяснили ему, что происходит. Тогда он побежал вслед за матерью, догнал ее, пал перед ней на колени и умолял вернуться с Тимофеем домой. Старший сын говорил, что за его счет надо отдать Тимофея учиться в духовное училище: псаломщиком станет и будет Богу служить. Не беда, что сам старший брат жил в бедности, да и младший брат богатым не станет, но зато в храме будет служить, а что же выше и значимей? А если у ямщика будет жить, то ямщиком и станет. Материальное благополучие обретет, но Богу в храме служить не сможет.
Тимофей остался в семье, но, чтобы прокормиться, вынужден был наниматься на работу к богатым крестьянам землю боронить, за это давали черный хлеб. Эта семья жила материально трудно, но они научились за Бога держаться и не захотели променять эту радость общения с Богом на сытую обеспеченную жизнь.
Мальчик рос, поступил в духовное училище, и, чтобы он мог учиться, его взял на свое иждивение старший брат, хотя сам жил в нищете. Тимофей по-прежнему подрабатывал, копая грядки у богатых людей, но учился на отлично, и впоследствии, когда образовывалась Новгородская семинария, как одного из лучших учеников его взяли на казенный счет. Тогда уже он стал получать питание бесплатно, и теперь не нужно было постоянно думать о хлебе насущном.
Часто половину своей скудной пайки он продавал, чтобы купить лишнюю свечку и иметь возможность читать книги. Вечерами при свете свечи мальчик погружался в мир духовных книг. Ему было интересно христианское учение, он обретал духовный опыт борьбы с грехом и духовного возрастания. Тимофей на себе ощутил, как даже в трудных условиях Господь ведет человека по жизненному пути. Люди, вверившие свою жизнь в Божьи руки, часто счастливее окружающих, потому что они знают, что Господь рядом, чувствуют Его реальную поддержку, то тепло, которое Он дает в сердце, согревая их жизнь Своей любовью.
Когда человек думает только о хлебе насущном, о том, как ему заработать, сделать свои дела, его сердце может стать холодным и жестким, а когда с Богом старается жить, то согревается душа и становится теплее мир вокруг самого человека. Подобно тому, как в саду выращивают очень красивые цветы, так Господь растит души людей, чтобы они явили удивительную красоту Божией любви в земном мире.
Господь согревал благодатью и душу этого юноши. Сам Тимофей просто старался жить в постоянном общении с Богом, исполняя Его заповеди, и избрал монашеский путь, потому что любовь ко Христу и Его Евангелию заняли самое главное место в его жизни. Монах Тихон – такое имя он получил при монашеском пострижении – стремился к уединенной молитве, но Господь его призвал на общественное служение: Тихон стал настоятелем монастыря, а позднее – епископом. Он был назначен в Воронежскую епархию: огромный край, более 800 приходов, около миллиона населения и – неустроенность, необразованность, языческие суеверия и пороки…
Тем не менее, он начал трудиться: проповедовал, служил, объезжал епархию, общался с людьми, занимался просвещением мирян и духовенства, основал семинарию. За пять лет он очень многое успел – люди окрепли духовно, во многом отошли от суеверий и пьянства. Но это все могло получаться только потому, что святитель Тихон всю свою деятельность соединял с искренней молитвой и опорой на помощь Божию. Однако постоянные труды и заботы о духовном спасении паствы, когда времени даже на сон не хватало, ослабили и без того некрепкое здоровье епископа Тихона. Он был вынужден уйти за штат, и в этом тоже был промысел Божий: Господь готовил его к иному служению. Живя в тихих монастырях, он становится старцем, к которому стекаются за советами и духовной помощью тысячи людей. Имея приличную пенсию и получая пожертвования от благотворителей, он все раздает неимущим: бедным, заключенным – всем тем, кто обращался к нему. Чтение духовной литературы и молитва были для него любимым делом. Он писал очень много духовных поучений и книг, но говорил и писал живым, не книжным языком, неся свет православной веры множеству людей.
Почему слабый здоровьем старец-епископ смог оказать такое благотворное влияние на современных ему людей? Потому, что он обращался к ним из глубины собственного опыта духовно-благодатной жизни, и потому, что все совершал в соответствии с волей Божией и с Его помощью. Помощником для обращающихся к нему христиан он является и по сей день.
Радость общения с Богом помогла святителю Тихону преодолеть все трудности и исполнить свое жизненное призвание на земле. А сейчас он в Небесном царстве молится за тех, кто стремится искать и исполнять волю Божию».
Фото: Ирина Ермакович