О богатом юноше (проповедь)

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 12-ю по Пятидесятнице, Мф. 19, 16-26

Сегодня Церковь предлагает для нашего размышления отрывок из Евангелия, который, несмотря на кажущуюся простоту, часто бывает сложным для понимания.

Ко Христу подходит молодой иудей – достаточно образованный, благополучный, очень хорошо обеспеченный, который всю свою жизнь старался исполнять волю Божию, соблюдать заповеди, данные в Священном Писании Ветхого Завета, и все же ощущал, что чего-то ему не хватает на пути к Богу: может, заповедь какую-то не заметил или не понял чего-то важного? И он спрашивает Христа: что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16). Господь же отвечает просто и предельно понятно, по крайней мере, для Его современников: соблюди заповеди (Мф. 19, 17). И затем перечисляет некоторые из них: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, чти своего отца и свою мать (см. Исх. 20, 2-17), и подытоживает все словами из другого места Ветхого Завета: люби ближнего своего, как самого себя (Лев. 19, 18).

Почему Господь так говорит? Богу нужно, чтобы кто-то соблюдал заповеди? Нет, это нужно самому человеку. Ветхозаветные заповеди – это некие указатели на пути, показывающие, как нужно двигаться по жизни, чтобы не попасть в беду (как и дорожные знаки необходимы на трассе, чтобы благополучно добраться до пункта назначения). Господь «придумал» их вовсе не для того, чтобы создать человеку дополнительные трудности: в заповедях Он открывает нам те фундаментальные духовные законы, по которым устроен наш мир.

С физическими законами мы знакомы не понаслышке: вряд ли разумный человек станет хвататься голыми руками за горячую сковороду или за оголенный провод под напряжением. Все понимают, что тому, кто нарушит физические законы, будет плохо. Заповеди, данные в Священном Писании Ветхого Завета преследуют ту же цель: их нужно соблюдать, чтобы не навредить себе, сохранить себя в земной жизни.

Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? – ответил Христу богатый юноша (Мф. 19, 20). Выражаясь современным языком, он человек нравственный, моральный. Чего же ему не достает? Дело в том, что «моральный» и «духовный» – два совершенно разных понятия. Моральный человек может поступать хорошо, вежливо, культурно по отношению к другим людям, но это не значит, что он любит людей, хорошо к ним относится и в душе у него порядок.

Господь говорит этому молодому человеку страшную вещь: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). Как гром среди ясного неба прозвучали Христовы слова для юноши, ведь он был очень богат! Но суть не только в этом. Евреи считали, что Бог награждает благочестивого человека в земной жизни благополучием, богатством, здоровьем. То есть, с их точки зрения, богатый человек благочестив: Бог награждает его благополучием, поскольку он особо ценен в глазах Творца.

Услышав слово сие, юноша отошел с печалью (Мф. 19, 22), потому что очень большое место в его сердце занимало богатство. Если бы он действительно захотел последовать за Христом, ему была предоставлена такая возможность. Однако земное богатство оказалось для него важнее, чем Бог. Что же, разве Бог и от нас требует раздать все, что имеем? Нет. Есть люди, особое призвание которых – отказаться от всего личного и идти за Христом, но такой путь служения Богу – для меньшинства, и мы о нем сейчас не говорим.

Разговор этого молодого иудея со Христом упоминается у трех евангелистов – Матфея, Марка и Луки, и ответ Христа молодому человеку они передают с разными смысловыми нюансами. Трудно имеющим богатство войти в царство небесное – пишут евангелисты Матфей и Лука (см. Мф. 19, 23; Лк. 18, 24), а Марк уточняет: трудно надеющимся на богатство это сделать (Мк. 10, 24).

Апостолы были поражены: если уж нравственный состоятельный человек не может войти в Царство Божие, кто вообще может в него войти? И Господь подчеркивает: да, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 24).

Слова «верблюд» и «игольные уши» можно истолковывать и переводить по-разному. В первом случае «Игольные уши» – это название маленьких ворот в городской стене Иерусалима, вроде узкой калитки, которая оставалась открытой даже ночью, когда городские ворота закрывались. Они были настолько малы, что туда не смог бы пройти ни вооруженный человек, ни тем более верблюд, и с трудом мог протиснуться обычный человек. Они были нужны, чтобы дать опоздавшим войти в город, когда большие ворота были уже закрыты. Назначение таких ворот – предотвращение внезапного нападения вооруженных людей на город. Кроме того, слово «верблюд» также можно перевести как «канат», и в этом смысле канат тоже невозможно продеть в игольное ушко.

Господь предложил юноше раздать свои земные сокровища и следовать за Ним, обещая ему сокровища Царства Небесного: не вещи, не дом и прочее имущество, не деньги, а самое драгоценное сокровище – Самого Бога и Его благодатные дары. Именно Он должен встать на первое место в человеческой душе и сделаться ни с чем несравнимой, самой главной ценностью жизни искренне верующих людей.

Но можно ли отнести к нам эти слова Господа, ведь среди нас не так много людей очень богатых и хорошо обеспеченных? Дело в том, что человек может иметь не так много, но 6 соток, машина, компьютер, наука или искусство, к которым он очень привязан и которым отдает всю душу и время, могут занимать самое главное место в сердце – то место, которое должно принадлежать исключительно Богу.

Мы должны выстроить в своей жизни правильную иерархию ценностей, а если все перевернем «с ног на голову», то, соответственно, такой и будет наша жизнь. Когда первое место в этой иерархии ценностей занимает наше богатство, каким бы оно ни было, его обладатель многого может достичь, но все же настоящей полноценной жизни иметь не будет, не сможет обрести вечную жизнь и подлинное счастье, которое соединено с вечной жизнью, даруемой нам Богом. Не раз приходилось общаться с людьми очень состоятельными, которым многие завидуют, но почти всегда в разговоре выяснялось, что они одиноки, несчастны и чувствуют себя обделенными в этой жизни.

Так кто же может спастись? – спросили апостолы Христа, – и услышали в ответ странные слова: человекам это невозможно, Богу же всё возможно (см. Мф. 19, 25–26). Так возможно ли для нас спасение? Да, возможно, но нужно помнить, что только своими силами, своим богатством – любым: материальным, душевным, творческим – человек спастись не может. Это вовсе не значит, что ничего делать не нужно: спасает Господь, но лишь тогда, когда человек всеми силами старается идти к этому спасению!

Если мы заболели, нас лечит врач, однако и от самого пациента зависит многое. Он должен сделать все для выздоровления: соблюдать режим, принимать лекарства, проходить необходимые процедуры, а главное – стремиться выздороветь. То же самое происходит в наших взаимоотношениях с Богом. Есть святоотеческая мудрость: «Если Бог сотворил нас без нас, то Он не спасет нас без нас». Помочь можно только тому, кто делает, а тому, кто ничего не делает, помочь невозможно. Аналогично и в духовной жизни: Бог может помочь обрести спасение только тому, кто к Нему стремится и старается для этого трудиться.

 Мы очень ценим свою земную жизнь: серьезно заболев, человек готов все отдать, лишь бы выздороветь, и никто его за это не осудит. Беречь и ценить свою земную жизнь необходимо, но уж тем более нужно беречь свою душу для вечности и бессмертия.

Человек – не скотина, он живет не только животной жизнью. Душа наша вечна, это тоже организм, но духовный. Она бессмертна: ее ни сжечь, ни разрушить, ни взорвать невозможно. Душа не стареет, она не подвластна смерти, поэтому личность человека неуничтожима. Даже тела наши воскреснут при Втором Пришествии Христовом, хотя будут иметь иную – обновленную – природу! Но душу можно погрузить  в состояние духовной смерти, и тогда человек лишается вечной жизни и сыновней связи с Богом. Поэтому необходимо всегда духовно бодрствовать в нашем земном бытии: ведь жить и существовать – это совсем не одно и то же!

Суть христианства в том, чтобы земная жизнь была наполнена вечными ценностями, стала светлой, дарящей подлинную радость даже в трудностях и скорбях. Нужно, чтобы человек жил не для того, чтобы умереть, – у него другое призвание, – а чтобы жить вечно! Несчастны люди, не верящие в Бога. Они видят в смерти конец всей жизни и панически боятся потерять здоровье, силы, близких, ведь дальше – черная яма: могила и полная неизвестность. Порой атеисты думают: «А вдруг там что-то есть?» – и страшатся этого еще больше. Нет, там не что-то, там Кто-то: там Бог, там ангелы, Божия Матерь, святые. И мы там прописаны, потому что мы граждане не только этого земного государства, но и того, Небесного Царства.

Поэтому нам необходимо исполнять законы не только этого земного мира, но и Царства Божьего, которые даны в Евангелии. Тогда уже здесь мы сможем приобщиться жизни вечной, ведь она приходит не после смерти, а начинается в земной жизни. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Жизнь вечная – это наша жизнь с Богом, когда Он входит в наше сердце, в нашу душу и там пребывает. Сам Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), и построение этого Царствия Божьего в душе – наша главная задача. Если мы его приобрели в наших сердцах, значит, мы подлинные граждане Небесного мира, и Господь будет с нами всегда – и в земной жизни, и в вечности. А следовательно, радость жизни вечной будет с нами уже здесь, а уж там, в мире Небесного Царства, она раскроется во всей своей полноте и красоте! Аминь.


Последние новости

Фотоконкурс «Семья в храме»

Фотоконкурс «Семья в храме» проводится Организатором — Фондом Архангела Михаила в поддержку Года семьи, объявленного в 2024 в Российской…

Окт 5, 2024

Краткосрочные образовательные программы Московской духовной академии

Московская  духовная академия приглашает пройти обучение по краткосрочным программам дополнительного образования.

Окт 5, 2024

Памяти митрополита Вениамина (Федченкова)

4 октября 1961 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, отошел ко Господу митрополит Вениамин (Федченков).

Окт 4, 2024

В дни празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Проповедь священника Петра Тюкова в праздник Воздвижения.

Окт 2, 2024
 
О богатом юноше (проповедь) — Клин православный