Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 18-ю по Пятидесятнице, Лк. 7, 11-16
Мы с вами читали небольшой отрывок из Евангелия от Луки о воскрешении сына наинской вдовы. Незадолго до этого события Иисус Христос исцелил сына капернаумского сотника, явившего удивительную силу веры, какой Христос не нашел даже в Израиле. Когда Господь был уже недалеко от его дома, сотник остановил Его словами: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой… но скажи слово, и выздоровеет слуга мой (Лк. 7, 6). То есть он верил, что Христос может повелевать этим миром даже одними словами.
Мы, христиане, принявшие Евангелие Христово, часто просим Бога о своих нуждах и проблемах, но Церковь нам напоминает: в этом нет большой необходимости, поскольку Бог лучше знает, что для нас нужно. Это вовсе не делает молитву бессмысленной, но главная ее цель – не наши просьбы, а общение со Христом. И сегодняшнее евангельское чтение это показывает.
В городе Наине жила женщина с двенадцатилетним сыном, вдова, а в восточной части Римской империи, куда входила Палестина, вдовы были почти полностью бесправны и не существовало никакого механизма социальной защиты этих женщин. Если кто-то не имел кормильца, в лучшем случае нищенствовал, в худшем – должен был умереть.
И вот, вдова, которая когда-то потеряла мужа, в тот день хоронила и сына. Дело не только в том, что она утратила последнюю радость на земле, она еще и оставалась бесправной, без средств к существованию, без всякой защиты и поддержки, и пожаловаться ей было некому. Сейчас в некоторых странах бывшего Советского Союза законы похожи: в Туркмении, например, пенсии пожилым людям не начисляются – считается, что на старости лет их должны содержать дети, а если детей нет, старики просто бедствуют. Эта евангельская история вполне реальна и в наше время. Но Господь видит не только сердца, но и жизненные ситуации верных Ему людей. Конечно, эта вдова не просила Бога о воскрешении сына, поскольку это ей просто в голову не приходило, она лишь скорбела. Но Господь видит, что с ней происходит, за многие километры и Сам идет к ней, причем рассчитывает так, чтобы встреча с этой похоронной процессией случилась за пределами города, где находились обычно все места погребения.
Медленно движется похоронная процессия, на носилках несут тело мертвого мальчика. По религиозному закону иудеев, прописанному в Ветхом Завете, к покойному и всему, что с ним связано, прикасаться запрещалось. Человек, рискнувший нарушить предписания закона, как минимум весь день считался оскверненным, не мог общаться с другими людьми и впоследствии должен был пройти ритуал очищения. И вот, происходит парадокс: с одной стороны, Христос говорит, что закон свят, но в то же время Он Сам нарушает этот закон. Господь останавливает процессию и касается одра – этих носилок. Значит, по закону Он осквернен, не имеет права проповедовать и общаться с людьми. Но дальше происходит неожиданное. Христос обращается к мертвому телу юноши и говорит: «Встань!» – и мальчик тотчас же сел и стал говорить (Лк. 7, 14-15). Евреи в растерянности: попран закон или нет? С одной стороны, Христос нарушил запрет, коснувшись одра, но с другой-то стороны, мальчик жив!
Для нас очень важно понять, что Христос видит наши проблемы, и дело не в том, молились мы об этом или нет. Не так важно, просит ли ребенок маму дать покушать, очевидно, что мама знает об этом и без его просьбы! Нельзя превращать молитву в выпрашивание того или другого, и пример наинской вдовы это ярко показывает.
Мы ничего не знаем об этой женщине, но если Господь пошел ей навстречу и изменил ее жизненную ситуацию, значит, у нее была живая вера. Но помимо этого, Христос изменил ситуацию и для ее сына: конечно, когда-то он снова умрет, но его душа уже не отправится в ад – в то время дьявол уже будет поражен и ад будет разбит Христовым Воскресением.
По мнению святых отцов, многие из которых толкуют этот евангельский сюжет несколько символически, мертвый юноша – это наш омертвелый ум, потерявший веру и вследствие этого все неправильно видящий, неправильно понимающий и неправильно руководящий нашей жизнью, а носилки – наше тело. И только от встречи со Христом, от духовного и телесного соприкосновения с Ним оживает и светлеет этот ум. Именно соприкасаясь со Христом, оживает наша душа, меняется внутренний мир. Конечно, молитва, Евангелие, добрые дела крайне важны, но вершиной всего этого будет духовно-телесная встреча со Христом – Причащение, когда Он касается не только нашей души, но и нашего тела, входя в нас. Важно понять, что Господь не просто знает наши нужды и помогает, но и то, что от встречи со Христом оживаем и мы сами! Аминь.