Image

Воскрешение сына наинской вдовы (проповедь)

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 18-ю по Пятидесятнице, Лк. 7, 11-16

Мы с вами читали небольшой отрывок из Евангелия от Луки о воскрешении сына наинской вдовы. Незадолго до этого события Иисус Христос исцелил сына капернаумского сотника, явившего удивительную силу веры, какой Христос не нашел даже в Израиле. Когда Господь был уже недалеко от его дома, сотник остановил Его словами: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой… но скажи слово, и выздоровеет слуга мой (Лк. 7, 6). То есть он верил, что Христос может повелевать этим миром даже одними словами.

Мы, христиане, принявшие Евангелие Христово, часто просим Бога о своих нуждах и проблемах, но Церковь нам напоминает: в этом нет большой необходимости, поскольку Бог лучше знает, что для нас нужно. Это вовсе не делает молитву бессмысленной, но главная ее цель – не наши просьбы, а общение со Христом. И сегодняшнее евангельское чтение это показывает.

В городе Наине жила женщина с двенадцатилетним сыном, вдова, а в восточной части Римской империи, куда входила Палестина, вдовы были почти полностью бесправны и не существовало никакого механизма социальной защиты этих женщин. Если кто-то не имел кормильца, в лучшем случае нищенствовал, в худшем – должен был умереть.

И вот, вдова, которая когда-то потеряла мужа, в тот день хоронила и сына. Дело не только в том, что она утратила последнюю радость на земле, она еще и оставалась бесправной, без средств к существованию, без всякой защиты и поддержки, и пожаловаться ей было некому. Сейчас в некоторых странах бывшего Советского Союза законы похожи: в Туркмении, например, пенсии пожилым людям не начисляются – считается, что на старости лет их должны содержать дети, а если детей нет, старики просто бедствуют. Эта евангельская история вполне реальна и в наше время. Но Господь видит не только сердца, но и жизненные ситуации верных Ему людей. Конечно, эта вдова не просила Бога о воскрешении сына, поскольку это ей просто в голову не приходило, она лишь скорбела. Но Господь видит, что с ней происходит, за многие километры и Сам идет к ней, причем рассчитывает так, чтобы встреча с этой похоронной процессией случилась за пределами города, где находились обычно все места погребения.

Медленно движется похоронная процессия, на носилках несут тело мертвого мальчика. По религиозному закону иудеев, прописанному в Ветхом Завете, к покойному и всему, что с ним связано, прикасаться запрещалось. Человек, рискнувший нарушить предписания закона, как минимум весь день считался оскверненным, не мог общаться с другими людьми и впоследствии должен был пройти ритуал очищения. И вот, происходит парадокс: с одной стороны, Христос говорит, что закон свят, но в то же время Он Сам нарушает этот закон. Господь останавливает процессию и касается одра – этих носилок. Значит, по закону Он осквернен, не имеет права проповедовать и общаться с людьми. Но дальше происходит неожиданное. Христос обращается к мертвому телу юноши и говорит: «Встань!» – и мальчик тотчас же сел и стал говорить (Лк. 7, 14-15). Евреи в растерянности: попран закон или нет? С одной стороны, Христос нарушил запрет, коснувшись одра, но с другой-то стороны, мальчик жив!

Для нас очень важно понять, что Христос видит наши проблемы, и дело не в том, молились мы об этом или нет. Не так важно, просит ли ребенок маму дать покушать, очевидно, что мама знает об этом и без его просьбы! Нельзя превращать молитву в выпрашивание того или другого, и пример наинской вдовы это ярко показывает.

Мы ничего не знаем об этой женщине, но если Господь пошел ей навстречу и изменил ее жизненную ситуацию, значит, у нее была живая вера. Но помимо этого, Христос изменил ситуацию и для ее сына: конечно, когда-то он снова умрет, но его душа уже не отправится в ад – в то время дьявол уже будет поражен и ад будет разбит Христовым Воскресением.

По мнению святых отцов, многие из которых толкуют этот евангельский сюжет несколько символически, мертвый юноша – это наш омертвелый ум, потерявший веру и вследствие этого все неправильно видящий, неправильно понимающий и неправильно руководящий нашей жизнью, а носилки – наше тело. И только от встречи со Христом, от духовного и телесного соприкосновения с Ним оживает и светлеет этот ум. Именно соприкасаясь со Христом, оживает наша душа, меняется внутренний мир. Конечно, молитва, Евангелие, добрые дела крайне важны, но вершиной всего этого будет духовно-телесная встреча со Христом – Причащение, когда Он касается не только нашей души, но и нашего тела, входя в нас. Важно понять, что Господь не просто знает наши нужды и помогает, но и то, что от встречи со Христом оживаем и мы сами! Аминь.


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Воскрешение сына наинской вдовы (проповедь) — Клин православный