Проповедь протоиерея Бориса Балашова, настоятеля Скорбященского храма г. Клина, в день праздника в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Сегодня у нас вновь праздник в честь Божией Матери – Ее иконы «Всех скорбящих Радость». В дни богородичных праздников мы всегда слышим одно и то же апостольское чтение – слова апостола Павла о Христе, о том, Кем Он является. В этом небольшом отрывке из послания к Филиппийцам апостол Павел приоткрывает Тайну величия Христа и Его Пречистой Матери – Богородицы.
Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца(Флп. 2, 5–11).
Апостол обращается к христианам всех времен, но текст этот в наши дни бывает сложен для восприятия.
В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, – говорит апостол Павел, и сразу возникает вопрос: неужели это возможно? Как же я, духовно немощный, могу иметь мысли и чувства такой же высоты и чистоты, как во Иисусе Христе? Тем не менее, апостол Павел не только утверждает это, но и предлагает брать пример со Спасителя. Как пример: учитель физкультуры, показав, как надо выполнять определенное упражнение, конечно, тоже не предполагает, что ученики сразу смогут хорошо выполнить его задание. Но они должны учиться, и чем больше приложат усилий, тем лучше у них будет получаться.
Именно это подразумевает апостол: да, мы все на разном духовном уровне, в большинстве своем – начинающие христиане, но ведь уже христиане! Значит, мы должны следить за своим внутренним миром и стараться жить так, мыслить так, чувствовать так, как если бы на нашем месте был Христос. Понятно, что мы весьма не дотягиваем до Его уровня, но если мы скажем: «Евангелие – не для меня», – это значит, что Христос пришел не для меня, я не Его чадо и не иду за Ним путем спасения, и это – мой выбор. Конечно, следовать за Христом нелегко, но и на уроках физкультуры ученики сдают нормативы по мере своих сил: делай сегодня столько, сколько можешь, а завтра сможешь больше!
Далее апостол Павел говорит о Христе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу. О чем здесь идет речь, ведь человек – тоже образ Божий? В греческом тексте используется более точная формулировка: «В образе Божием пребывающим», т.е. Иисус Христос как человек не только сотворен по образу Божию, Он Сам – Бог. В Нем соединены Божественная и человеческая природы. Если я скажу, что я президент и стану соответствующим образом себя вести, мне ответят, что я присвоил то, что мне не принадлежит. Христос же не посягает на чужое, это не хищение, не грабеж, в греческом тексте так и сказано: «не почитал грабежом быть равным Богу».
Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба.Уничижил – т.е. опустошил, унизил. Бог, имеющий полноту бытия и совершенства, становится Человеком и живет как простой человек, не пользуясь ни силой, ни славой своего Божества.
Приняв образ раба – здесь говорится о человеческой природе, ведь Бог абсолютно свободен, а человек – нет. Кроме того, он пленен грехом, поэтому несвободен духовно и физически. Да, мы все больны грехом: не можем избавиться от гнева, раздражения, избежать зависти и обид, наше тело подвержено разного рода немощам, болезням, и, наконец, мы смертны. Эта несвобода – следствие грехопадения первых людей, в результате которого все люди попали в рабство греха, и только во Христе и со Христом мы можем из этого плена освобождаться!
Сделавшись подобным человекам и по виду став как человек – так Кем стал Христос: подобным человекам или Человеком? Если мы обратимся ко второй главе Книги Бытия, где говорится о сотворении человека, мы увидим, что Господь творит его мужчиной и женщиной, но как бы единым существом, состоящим из двух половинок: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему(Быт. 2, 18). Так и Христос рожден Божией Матерью Человеком во всем, кроме греха, подобным нам. Но помимо человеческой природы Он обладает еще природой Божественной, поэтому знак равенства между нами поставить нельзя. Мы только в духовно-благодатной жизни можем приобщиться ко Христу – обόжиться, но это результат внутренней работы и благодати Божией, а не то, что дано нам при рождении.
Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Смирил Себя– т.е. исполнил Свое служение Спасителя до конца, без всякого сомнения и сожаления, в абсолютной верности плану Бога Отца о спасении людей. Смиряет себя мать у постели больного ребенка, смиряют себя супруги по отношению к детям и друг другу, мы все смиряем себя, когда стараемся нести недостатки других, делать что-то ради близких. Христос же смирил Себя до такой степени, которая кажется безумием, – до смерти, – которую Он, конечно, не мог принять как Бог, но как Человек мог. Это ценно и важно! Его Божество до нужного момента было сокрыто от дьявола, ведь темная сила не может видеть свет Божества, как мы не можем смотреть на солнце. Христос был распят на Кресте – казнен самой мучительной, позорной, а для евреев – еще и проклятой смертью. В Ветхом Завете сказано: проклят пред Богом всякий повешенный на дереве (Втор. 21, 23). Но каков итог? Христос победил смерть, и ад был разрушен, а посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени.
Превознес – слабое выражение, в греческом языке мы читаем «сверх возвысил», т. е. выше всех вознес Иисуса Христа. Не Божество Христово, которое с Богом и так пребывало, а Его человеческую природу превознес выше всех ангельских сил. По Вознесении Иисуса Христа мы слышим слова, подтверждающие это: и воссел одесную Бога Отца (Мк. 16, 19), т.е. Его человеческая природа получила такую же честь и силу, и славу, как Его Божество.
И дал Ему имя выше всякого имени – о каком имени Христа говорится здесь? Есть сектанты – иеговисты, которые постоянно задают вопрос: «Как имя Бога?» Очевидный ответ на него дает Священное Писание. Есть человеческое имя «Иисус», которое по воле Божией дала Ему Дева Мария при рождении. А Христос – это не имя, а значение Его служения: Он – Мессия, Помазанник, имеющий полноту даров Божиих. А как мы еще Его называем? Господь. В Ветхом Завете «Господь» – имя Бога, поэтому, называя Спасителя «Господь Иисус Христос», мы исповедуем Его и Богом (Господь), и человеком (Иисус Христос).
Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних. Здесь не случайно используется будущее время: ангельский мир перед Ним уже преклонился, а человеческий – не полностью, это случится после Второго Пришествия Христа. Слово преисподний относится и к тому времени, когда ад был разрушен и те, кто там находились, вышли со Христом в мир Небесной Славы. Да и сами эти силы бесовские в конце концов преклонятся перед Ним абсолютно, принимая Его волю. И хотя они не смогут быть со Христом, но в то же время и противодействовать Ему будут неспособны, – и это произойдет в будущем.
И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца,– т. е. все люди славят Иисуса Христа, а через Него – и Бога Отца. Пока этого не произошло, но множество народов уже исповедали эту Великую Истину. А тогда, когда Господь снова придет на землю, она будет открыта для всех. Для нас, христиан, эта Тайна уже явлена: Иисус Христос – Сын Божий, и Он пришел для того, чтобы мы соединились с Ним, а через Него и с Богом Отцом, и были с Ним в вечной жизни, которая начинается здесь и сейчас, в нашем соединении с Богом в жизни земной. Аминь.
Фото: Ирина Ермакович