Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина
Величайший из пророков Ветхого Завета Иоанн Креститель засвидетельствовал окружавшим его людям, что пришедший к нему креститься Иисус есть Сын Божий, берущий на Себя грех мира, есть Свет, просвещающий людей. С этого момента началось общественное служение Спасителя. Об этом историческом событии рассказывает нам икона праздника.
Православная Церковь в своей таинственно-благодатной жизни не только рассказывает о Христе и совершённом Им спасении человеческого рода, но и приобщает христиан к делу обновления человеческой природы силой Божией, делает их духовными участниками священных событий.
Одним из средств освящения верующих является традиционная православная икона – окно в мир Небесного Царства, открывающееся нам во время молитвы.
В центре иконописного образа Крещения Господня, или Богоявления, – Сам Богочеловек Иисус Христос. Он пришел к величайшему пророку Ветхого Завета Иоанну Крестителю, прося у него крещения в водах Иордана, которое тот совершал над людьми, скорбевшими от множества своих грехов и открыто приносившими свое покаяние после погружения в речные воды. Этим они подготавливались к тому духовному очищению и обновлению своих душ, которое будет совершать Сын Божий в Своей Православной Христовой Церкви.
В праздничном богослужении от имени пророка звучат такие слова: «Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на Себя грехи всего мира, Ты Сам освяти Меня и воды» (вечерняя стихира праздника Крещения в русском переводе).
Христианская жизнь как путь к спасению начинается с таинства Крещения, которое отнюдь не является обычным омовением тела или купанием.
На многих иконах Крещения мы видим символические, соответствующие греческой традиции, изображения реки в виде человека с кувшином (пифосом), изображающим растерянность и изумление, и изображение моря как человека, сидящего на морских животных, быстро удаляющихся в страхе и изумлении. Эти образы выражают мысли древнего псалмопевца: «Море увидело и побежало; Иордан возвратился назад» (Пс. 113, 3). «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись» (Пс. 76, 17).
Земные воды, некогда райские и живительные, ныне затемненные из-за человеческих грехов, становятся нередко грозными и губительными. Встретившись же со Христом во время Его Крещения, они преобразуются, освящаются. Эти воды становятся носительницами благодати Божией, способными очищать людей, верующих во Христа и Его Евангелие, от греховной нечистоты.
В праздничной стихире на литии говорится, что Сын Божий захотел «ради нас сделаться подобным нам и ныне погружается в воды Иордана, не Сам нуждаясь в них для очищения, но в Своем лице устраивая нам возрождение. О, чудо! Переплавляет без огня и воссоздает без разрушения, и спасает крещающихся во имя Его Христос Бог и Спаситель наших душ» (русский перевод). Господь обновляет искаженную грехопадением человеческую природу через погружение в Иорданские воды. Он делает их живительными и освящающими духовную чистоту людей. Для этого, быв и оставась Богом, Сын Божий становится человеком. Он открывает вечные истины нам, людям, заблудившимся во тьме грехов и ошибок, просвещает находящихся в духовном мраке. «Ныне Владыка погребает в водах человеческий грех». «Ныне Владыка пришел освятить водную природу» (запевы на 8-й песни утрени Крещения в русском переводе).
С тех пор в церковном богослужении Сам Иисус Христос освящает воды в день Крещенского сочельника, а также в сам день праздника, делая их такими же иорданскими водами, как те, в которые Он погружался две тысячи лет назад.
Подобное же происходит и с водой, освящаемой при совершении таинства Крещения.
Рядом со Спасителем на иконе часто изображаются склонившиеся в трепете и изумлении ангелы, удивляющиеся и радующиеся смирению и любви своего Владыки – Творца мира.
В верхней части праздничного образа мы видим символ небесной сферы, откуда раздается голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Эти слова обращены ко всем народам земли: во Христе нам открывается любовь Божия, и только через живую связь с Богочеловеком можно прийти к Богу и обрести вечную жизнь.
В праздничном тропаре возвещается: «На Иордане во время Крещения Твоего, Господи, открылось поклонение Троицы; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтвердил истину слова. Явившийся, Христе Боже, и мир просветивший, слава Тебе» (русский перевод).
Образ Крещения Господня не только рассказывает об этом удивительном событии, но и в полном смысле является иконой Новозаветной Троицы.
Перед нашим духовным взором является воплотившийся и ставший Человеком Сын Божий, мы слышим сердцем слова Бога Отца, указывающие нам на Христа, и видим Того, Кого в принципе нельзя увидеть: Духа Святого, Который как бы в виде голубя свидетельствует миру о Спасителе, подтверждая слова Бога Отца. По этой причине праздник Крещения называется еще и Богоявлением.
Нередко на иконах Крещения изображаются дерево и лежащая рядом секира (боевой топор). Это грозный символ Божьего суда: если народ или отдельные люди не приносят доброго плода богоугодных дел и благочестия, они срубаются, как засохшие деревья, уступая место другим на земле. О вечной участи таковых лучше и не рассуждать…
Бог – Источник жизни – открывает нам Себя, чтобы в Нем мы обрели вечную жизнь и с Его помощью исправляли жизнь земную.