Image

«Боже, милостив буди мне, грешному» (проповедь)

Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина

В Неделю о мытаре и фарисее, Лк. 18, 10-14

Притча о мытаре и фарисее; Балканы. Сербия. Печь; XIV в.

Сегодня еще одно воскресенье, когда Церковь подготавливает нас к Великому посту – духовной лестнице, ведущей к Пасхе, – не просто самому радостному и великому празднику, а событию, которое просвещает, преобразует наш внутренний мир, наши души. Церковь в течение всего года старается вести людей определенным путем, но многие из нас регулярно ходят в храм, участвуют в богослужебной жизни, однако в их душах ничего не происходит, и это трагично. Никакого движения к Богу, никакой победы над страстями, ничего!

Но почему? Приведу самые типовые примеры. Первый: человек старается ходить в церковь, читать Евангелие, молиться, соблюдать посты, но все это делает формально, потому что «так надо». При этом сам он оценивает себя положительно и даже гордится своей христианской жизнью, сравнивая себя с окружающими. Второй вариант: человек пару раз в год, по большим праздникам, вспоминает про храм и рассуждает примерно так: «Я же закон не нарушаю – не граблю, не убиваю, какие у меня особенные грехи? Евангелие читал когда-то и молитвы некоторые, «Отче наш» еще не забыл…» То есть человек не делает ничего, потому что он спокоен.

Все это напоминает притчу Иисуса Христа о мытаре и фарисее, которую мы сегодня читали. Фарисей – далеко не бездельник: молится часто, постится даже больше чем нужно – два раза в неделю – хотя по закону положено несколько раз в год. На храм нужно отдавать десятую часть? Отдает, даже сверх того. Обряды и ритуалы выполняет. Все делает! Для всех очевидно, что этот человек благочестив, и с этой мыслью он живет.

Вот он приходит в храм, становится впереди других и начинает благодарить Бога. Казалось бы, именно благодарение, а не прошение – самая высокая молитва, но за что он Его благодарит? Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю (Лк. 18, 11-12). Иными словами: «Спасибо тебе, Боже, что я такой хороший, не то, что те грешники, что вокруг меня!» Внешне все благочестиво, и, по нашим человеческим меркам, прекрасно. Но далее мы увидим, как эту молитву оценит Господь.

Заходит в храм и другой человек, который, по сравнению с фарисеем, совсем не отличается внешним благочестием. Это мытарь или сборщик налогов, чья работа в еврейском обществе вызывала презрение. Во-первых, потому что налоги мытари собирали в казну Римской империи, –  кто же любит пособников оккупантов? А во-вторых, ни для кого не было секретом, что при этом они злоупотребляли своим положением и занимались поборами в свою пользу. Народ их ненавидел, но важно то, что этот мытарь сам сознавал свою вину, хотя и не исполнял всех необходимых религиозных обрядов и ритуалов, ощущая себя грешным и недостойным человеком. В его сердце было чувство Бога, и перед Богом ему было стыдно: «Какая же я, Господи, дрянь! Ты мне все дал, а я так этим распорядился…»

Пришел мытарь в храм, а войти стыдно, и просить о чем-то Бога стыдно, об одном только молит: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18, 13). Поверьте, ему некогда смотреть на других и обличать их грехи, со своими бы разобраться!

Таковы понятия о благочестии у иудеев, но как судит этих людей Господь? В русском и славянском переводе мы видим довольно мягкую формулировку: мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот фарисей (Лк. 18, 14). Но в оригинальном греческом тексте читаем, что мытарь пошел оправданным, а не фарисей, потому что фарисей фактически Богу не молился, он молился самому себе. Что ж, похвалил себя, ну и достаточно с тебя награды. Два раза за одно дело зарплату не платят! А мытарь, который искренне раскаивался и оплакивал свои грехи, был услышан, и Господь коснулся его своей благодатью.

Церковь говорит об этом именно сейчас, на пути к Великому посту, чтобы мы правильно себя настроили. Если Господь дал нам возможность сделать что-то хорошее, не себя будем благодарить, а Его, и такая молитва будет непременно принята. А если мы уверены, что все делаем хорошо, а то и лучше других – от Бога получим «ноль», если не «минус».

Не на грехи других нужно смотреть, а на свои. Когда человек в больницу приходит, где много разных больных, он же не глядит с осуждением по сторонам, а занят своей болью, так и мы призваны заниматься исцелением собственной души. Но чтобы это стало возможным, человеку необходимо увидеть свои грехи, только при этом сравнивать себя нужно ни с бомжом, ни с пьяницей, который в канаве валяется, а со Христом. Тогда сразу станет понятно, что во мне не так. Потому что гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. Аминь.


Последние новости

Слово священномученика Фаддея (Успенского) в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого 

«Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко благ обрезует», – вот смысл нынешнего церковного праздника. Обрезание было…

Янв 14, 2025

Анонс епархиальной конференции посвященной противодействию неоязыческой угрозе на Дмитровской земле.

Янв 13, 2025

Мое первое Рождество 

Воспоминаниями делятся протоиерей Борис Балашов и наши постоянные авторы

Янв 11, 2025

Христос раждается, славите!

Как добрый пастырь, оставив в горах девяносто девять овец, идет искать лишь одну овцу заблудшую, так Господу недостаточны…

Янв 7, 2025
«Боже, милостив буди мне, грешному» (проповедь) — Клин православный