Автор: протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановского Московской области
Великий пост – благоприятное время для покаяния, для очищения души от всякой греховной грязи, от всего того, что уродует наши души.
Жизнь христианина – непрестанная война со всем тем, что мешает нам быть подлинными людьми, что искажает в нас образ Божий. Ошибается тот, кто видит в христианстве выполнение известных правил, ритуалов, «вычитывание» молитв, посещение служб. Все это нужно, однако все это – второе. Главное же – подвиг. Без подвига христианства нет. Только значение слова «подвиг» в Церкви несколько иное, нежели в миру. Оно связано не с героизмом, а с подвижничеством. Христианское подвижничество – это усилие, ставящее целью преодоление того зла, которое живет в каждом из нас.
Церковь смотрит на пост не только как на время ограничения в пище, а именно как на решительное усилие, на подвиг, совершив который, мы должны стать чище и светлее, а значит – ближе к Богу. Ограничение же в пище – лишь одно из средств сделать жизнь более духовной.
Не нужно морить себя голодом, надо вкушать пищи ровно столько, сколько необходимо телу для поддержания сил, но не более того. Уменьшая количество пищи телесной, мы должны умножить количество пищи духовной: больше молиться, чаще бывать в храме, избегать пустых разговоров, развлечений, всяческого рассеяния, больше времени уделять чтению Священного Писания и другой духовной литературы и, конечно же, как можно чаще делать окружающим нас людям добро.
Время поста – время молитвы. И особенно часто звучит в эти дни великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина – одна из прекраснейших молитв, которые знает Церковь. Пусть тот, кто не слышал ее, прочтет, выучит и повторяет ее как можно чаще. В ней самое главное, самая суть того подвига, в который мы теперь должны вступить! Напомним читателям эту молитву, объяснив попутно церковнославянские слова, понимание которых может вызвать затруднение.
«Господи и Владыко живота моего (т.е. жизни моей)! Дух праздности, уныния, любоначалия (т.е. стремления подчинять себе людей, превозноситься над ними) и празднословия не даждь ми (т.е. отними от меня)! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви (ко всем без исключения людям) даруй ми, рабу Твоему! Ей Господи, Царю, даруй ми зрети (т.е. ясно видеть) моя прегрешения и не осуждати брата (т.е. ближнего) моего! Яко благословен еси во веки веков. Аминь».