Image

«Днесь спасения нашего главизна…» (проповедь)

Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина

В день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы

            Устюжское Благовещение, Новгород, XII в.

Сегодняшний праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы – в Церкви называется главизной, то есть началом, нашего спасения. Почему это начало спасения и Кто нас спасает? Только Христос может спасти от греха и смерти, обновить нашу природу, и в сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова, благодаря которым спасение человеческого рода стало возможным. Их сказала Дева Мария архангелу Гавриилу в ответ на благую весть о том, что Ей суждено стать Матерью Спасителя мира: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). Это означает: «Да, Господи, я твоя раба, и ты можешь на меня рассчитывать в любом деле».

В понимании многих из нас раб – это унизительное слово, которое лишает человека собственного достоинства, но это не всегда так. Слово «раб» происходит от слова «работать», т.е. «выполнять какое-то дело». При этом очень важно, на кого именно человек работает. Известно, что раньше многие рабовладельцы относились к своим работникам хуже, чем к скотине, но речь сейчас не об этом. В том же древнем мире рабы различались по статусу: раб небогатого хозяина и раб крупного феодала, например, стояли на разных ступенях социальной лестницы. На Руси раб царя также очень гордился своим положением при дворе: «Я тружусь на царя и для царя, ему принадлежу, значит, остальные ниже меня!» То есть, оказывается, раб рабу рознь.

Все сильные мира сего, как и простые люди, находятся во власти Божией. Так какой статус выше: раб Божий или граф, король, царь? Конечно, раб Божий, ведь это человек, который Богу принадлежит, живет и трудится ради Него. Это такой человек, который готов выполнить служение, порученное ему Господом – Тем Господином, которому он отдает свою жизнь. И это высочайший статус!

«Раба Господня», – называет Себя Дева Мария. А как мы можем, к примеру, назвать мать, которая растит детей? Разве она, в каком-то смысле, не их раба? Раньше она сама была центром своей жизни, а теперь все силы отдает детям, и это ее нисколько не унижает, совсем наоборот! Конечно, Дева Мария не представляла, какие трудности и скорби Она встретит на жизненном пути, но Ее это не интересовало: если Она Раба Господня, то всё это находится в Его власти. Когда ангел сказал Богородице, что именно Она должна стать Матерью Христа, единственное, о чем Она беспокоилась, – чтобы не нарушить обет девства, данный Богу.

Любой из нас на Ее месте мыслил бы иначе: «На какие средства жить, как свою жизнь устроить?» На правах «номинальной» жены Ее взял к себе в дом Иосиф, отец семерых взрослых детей, который был уже немолод. В момент Благовещения Пресвятая Дева наверняка сознавала, что никто в семье Ее не поймет, что Она просто не сможет сказать: «Я беременна от Духа Святого», — поскольку для них это будет равносильно кощунству. Если в результате Ее выселят из дома, где Она, сирота, будет жить и что есть? Конечно, Дева Мария все это понимала, но вопросов не задавала. А как часто мы, проявляя маловерие, вопрошаем: «Что же завтра с нами будет?» Но ведь мы многократно во время молитвы на Литургии повторяем слова: Сами себя и друг друга и весь живот наш (всю жизнь нашу) Христу Богу предадим! Т.е. мы должны жить с Ним, по Его воле, и если мы эту волю будем исполнять, Бог нам непременно поможет!

Почему мы называем событие Благовещения началом нашего спасения? Потому что именно в тот момент, когда Дева Мария дала согласие на служение Богу, Божий Сын стал человеком – маленькой живой клеточкой в теле этой, в общем-то, совсем еще юной девушки, которая решила судьбу мира. Творец стал творением, и в этом смысл сегодняшнего праздника! Как много значит наша преданность Богу и как важно для нас научиться ставить на первое место Его волю, а не свою! Трудно ли это? Конечно, трудно, но еще сложнее остаться без Бога.

Чтобы пояснить, для чего Творец становится творением, приведу цитаты из богослужебных текстов. Да возведе́т челове́ка, я́ко еди́н си́лен, в пе́рвое достоя́ние, с растворе́нием. Что значит с растворением? Как сахар, растворяясь в воде, смешивается с ней, так и Сын Божий, став человеком, соединяет в Себе две природы – божественную и человеческую, и этим нашу природу освящает. Он способен привести нас в пе́рвое достоя́ние, т.е. вернуть нам утраченное райское состояние, и даже более того – помочь обрести состояние Царствия Небесного. Бог сотворил человека чистым, святым, и природа наша изначально была иной, не настолько грубо материальной. Христос приоткрывает эту тайну после Воскресения, явившись Своим ученикам в обновленном теле и показав иную форму бытия. При этом Господь мог проходить сквозь стены гробовой пещеры, домов, и телесные раны не причиняли ему боли – это была другая материальность. Его задача — и нас привести в состояние Небесного Царства, но для этого мы сначала должны воскреснуть духовно, а затем и тело наше окажется способным принять в себя семя жизни вечной – светлой и радостной! Но будем помнить о том, что начинается эта вечная жизнь здесь и сейчас.

Вот строки из тропаря канона, который мы читали вчера на всенощном бдении: родиши Сына Превечнаго из Oтца, и спасет люди Своя от грех их. Сын Божий как Бог матери не имеет, только лишь Отца, а как человек имеет только Мать. Он – Превечный, поскольку к Нему неприменимо понятие времени, ведь Он Сам – Творец времени. Сын Божий пришел спасти люди Своя – значит, Он пришел спасти всех, но, к сожалению, не все этого хотят!

В нашей жизни мы должны держаться за Бога. Даже тогда, когда у нас нет возможности прийти в храм, силой молитвы мы многое можем! Мы всегда должны трудиться, чтобы освободить в сердце место для божией благодати, для Христа, где бы мы ни находились. Но без Бога победить невозможно! Свои – это те люди, которые отозвались на Божию любовь и пришли к Нему через веру, через таинство Крещения и Причащение, в котором происходит соединение с Богом не только души, но и тела и мы принимаем в себя не дуновение благодати, а реального Воскресшего Христа! Он – Источник жизни и нам дает подлинную жизнь через общение с Собой в таинствах, молитве, чтении Священного Писания и исполнении воли Божией.

Своих, тех, что отозвались на эту любовь, живут в Его семье – Церкви Христовой, – Господь никогда не спутает ни с кем. Да, мы тоже грешим, совершаем ошибки, спотыкаемся, но Господь нас любит и ведет ко спасению. От чего Он нас спасает? Во время войны спасались от внешнего врага, а мы спасаемся от внутреннего – от греха, который глубоко гнездится в нашем сердце и, как следствие, приносит смерть.

Конечно, человек вне Церкви тоже может быть хорошим, нравственным, но грехом больны мы все без исключения. И дело в том, что одни больные лечатся, а другие – нет. Христиане – те люди, которые стремятся к выздоровлению, а значит, в итоге и выздоравливают! Вне христианства это невозможно: если не лечиться от духовной заразы, выздороветь нельзя. Задача Господа нашего Иисуса Христа – спасти людей от этой духовной инфекции, чтобы мы ожили, жили со Христом и уже здесь, в этой жизни, созидали Царство Божие и принимали дары Святого Духа, а там, за порогом земной жизни, уже во всей полноте были бы вместе с Ним. Аминь.


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
«Днесь спасения нашего главизна…» (проповедь) — Клин православный