Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина
В день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы
Сегодняшний праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы – в Церкви называется главизной, то есть началом, нашего спасения. Почему это начало спасения и Кто нас спасает? Только Христос может спасти от греха и смерти, обновить нашу природу, и в сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова, благодаря которым спасение человеческого рода стало возможным. Их сказала Дева Мария архангелу Гавриилу в ответ на благую весть о том, что Ей суждено стать Матерью Спасителя мира: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). Это означает: «Да, Господи, я твоя раба, и ты можешь на меня рассчитывать в любом деле».
В понимании многих из нас раб – это унизительное слово, которое лишает человека собственного достоинства, но это не всегда так. Слово «раб» происходит от слова «работать», т.е. «выполнять какое-то дело». При этом очень важно, на кого именно человек работает. Известно, что раньше многие рабовладельцы относились к своим работникам хуже, чем к скотине, но речь сейчас не об этом. В том же древнем мире рабы различались по статусу: раб небогатого хозяина и раб крупного феодала, например, стояли на разных ступенях социальной лестницы. На Руси раб царя также очень гордился своим положением при дворе: «Я тружусь на царя и для царя, ему принадлежу, значит, остальные ниже меня!» То есть, оказывается, раб рабу рознь.
Все сильные мира сего, как и простые люди, находятся во власти Божией. Так какой статус выше: раб Божий или граф, король, царь? Конечно, раб Божий, ведь это человек, который Богу принадлежит, живет и трудится ради Него. Это такой человек, который готов выполнить служение, порученное ему Господом – Тем Господином, которому он отдает свою жизнь. И это высочайший статус!
«Раба Господня», – называет Себя Дева Мария. А как мы можем, к примеру, назвать мать, которая растит детей? Разве она, в каком-то смысле, не их раба? Раньше она сама была центром своей жизни, а теперь все силы отдает детям, и это ее нисколько не унижает, совсем наоборот! Конечно, Дева Мария не представляла, какие трудности и скорби Она встретит на жизненном пути, но Ее это не интересовало: если Она Раба Господня, то всё это находится в Его власти. Когда ангел сказал Богородице, что именно Она должна стать Матерью Христа, единственное, о чем Она беспокоилась, – чтобы не нарушить обет девства, данный Богу.
Любой из нас на Ее месте мыслил бы иначе: «На какие средства жить, как свою жизнь устроить?» На правах «номинальной» жены Ее взял к себе в дом Иосиф, отец семерых взрослых детей, который был уже немолод. В момент Благовещения Пресвятая Дева наверняка сознавала, что никто в семье Ее не поймет, что Она просто не сможет сказать: «Я беременна от Духа Святого», — поскольку для них это будет равносильно кощунству. Если в результате Ее выселят из дома, где Она, сирота, будет жить и что есть? Конечно, Дева Мария все это понимала, но вопросов не задавала. А как часто мы, проявляя маловерие, вопрошаем: «Что же завтра с нами будет?» Но ведь мы многократно во время молитвы на Литургии повторяем слова: Сами себя и друг друга и весь живот наш (всю жизнь нашу) Христу Богу предадим! Т.е. мы должны жить с Ним, по Его воле, и если мы эту волю будем исполнять, Бог нам непременно поможет!
Почему мы называем событие Благовещения началом нашего спасения? Потому что именно в тот момент, когда Дева Мария дала согласие на служение Богу, Божий Сын стал человеком – маленькой живой клеточкой в теле этой, в общем-то, совсем еще юной девушки, которая решила судьбу мира. Творец стал творением, и в этом смысл сегодняшнего праздника! Как много значит наша преданность Богу и как важно для нас научиться ставить на первое место Его волю, а не свою! Трудно ли это? Конечно, трудно, но еще сложнее остаться без Бога.
Чтобы пояснить, для чего Творец становится творением, приведу цитаты из богослужебных текстов. Да возведе́т челове́ка, я́ко еди́н си́лен, в пе́рвое достоя́ние, с растворе́нием. Что значит с растворением? Как сахар, растворяясь в воде, смешивается с ней, так и Сын Божий, став человеком, соединяет в Себе две природы – божественную и человеческую, и этим нашу природу освящает. Он способен привести нас в пе́рвое достоя́ние, т.е. вернуть нам утраченное райское состояние, и даже более того – помочь обрести состояние Царствия Небесного. Бог сотворил человека чистым, святым, и природа наша изначально была иной, не настолько грубо материальной. Христос приоткрывает эту тайну после Воскресения, явившись Своим ученикам в обновленном теле и показав иную форму бытия. При этом Господь мог проходить сквозь стены гробовой пещеры, домов, и телесные раны не причиняли ему боли – это была другая материальность. Его задача — и нас привести в состояние Небесного Царства, но для этого мы сначала должны воскреснуть духовно, а затем и тело наше окажется способным принять в себя семя жизни вечной – светлой и радостной! Но будем помнить о том, что начинается эта вечная жизнь здесь и сейчас.
Вот строки из тропаря канона, который мы читали вчера на всенощном бдении: родиши Сына Превечнаго из Oтца, и спасет люди Своя от грех их. Сын Божий как Бог матери не имеет, только лишь Отца, а как человек имеет только Мать. Он – Превечный, поскольку к Нему неприменимо понятие времени, ведь Он Сам – Творец времени. Сын Божий пришел спасти люди Своя – значит, Он пришел спасти всех, но, к сожалению, не все этого хотят!
В нашей жизни мы должны держаться за Бога. Даже тогда, когда у нас нет возможности прийти в храм, силой молитвы мы многое можем! Мы всегда должны трудиться, чтобы освободить в сердце место для божией благодати, для Христа, где бы мы ни находились. Но без Бога победить невозможно! Свои – это те люди, которые отозвались на Божию любовь и пришли к Нему через веру, через таинство Крещения и Причащение, в котором происходит соединение с Богом не только души, но и тела и мы принимаем в себя не дуновение благодати, а реального Воскресшего Христа! Он – Источник жизни и нам дает подлинную жизнь через общение с Собой в таинствах, молитве, чтении Священного Писания и исполнении воли Божией.
Своих, тех, что отозвались на эту любовь, живут в Его семье – Церкви Христовой, – Господь никогда не спутает ни с кем. Да, мы тоже грешим, совершаем ошибки, спотыкаемся, но Господь нас любит и ведет ко спасению. От чего Он нас спасает? Во время войны спасались от внешнего врага, а мы спасаемся от внутреннего – от греха, который глубоко гнездится в нашем сердце и, как следствие, приносит смерть.
Конечно, человек вне Церкви тоже может быть хорошим, нравственным, но грехом больны мы все без исключения. И дело в том, что одни больные лечатся, а другие – нет. Христиане – те люди, которые стремятся к выздоровлению, а значит, в итоге и выздоравливают! Вне христианства это невозможно: если не лечиться от духовной заразы, выздороветь нельзя. Задача Господа нашего Иисуса Христа – спасти людей от этой духовной инфекции, чтобы мы ожили, жили со Христом и уже здесь, в этой жизни, созидали Царство Божие и принимали дары Святого Духа, а там, за порогом земной жизни, уже во всей полноте были бы вместе с Ним. Аминь.