Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина
«Залог наследия нашего» (Еф. 1, 14)
В эти радостные пасхальные дни вспомним о том, зачем Христос пришел в наш мир. Каждый, кто уверовал в Него, получает благодатные дары, необходимые для обретения вечной блаженной жизни в Его Небесном Царстве. Но эти дары могут навсегда стать нашими только тогда, когда мы будем стараться жить по заповедям Божиим. В этом нам помогает Церковь Христова.
Если человек решил приобрести дом или квартиру, он начинает копить деньги, а затем ищет варианты для покупки. Вот он нашел то, что его устраивает. Чтобы продавец не искал другого покупателя, человек передает ему часть требуемой для совершения сделки купли-продажи суммы – задаток, иногда не совсем точно называемый залогом. Если приобретения нового жилья не произойдет, то задаток может быть возвращен несостоявшемуся покупателю.
Кажется странным, что в русском синодальном переводе Священного Писания трижды идет речь о залоге. Хотя правильнее было бы перевести это слово с греческого языка как задаток. Святой апостол Павел употребляет его во Втором послании к Коринфянам (1, 22), в Послании к Ефесянам (1, 14) и во Втором послании к Тимофею (1, 12). Смысл этих трех мест из посланий апостола очень схож: в них говорится о том, что благодатный дар Святого Духа, который получили христиане после Крещения в таинстве, называемом теперь Миропомазанием, является задатком, или залогом, нашего наследства, т.е. спасения и вечной жизни в Царстве Божием. О чем же здесь идет речь? Творец мира хочет, чтобы мы на деле, а не на словах реализовали наше призвание и, вместе с этим, замысел Божий о людях.
В чем же суть этого плана спасения людей?
В книге Бытия, первой книге ветхозаветной части Библии, читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Однако далее сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1, 27).
Странно, что замыслено было сотворить человека «по образу» и «по подобию» Божию, а сотворен он только по образу. Дело в том, что «образ Божий» в человеке – это данность, то, что ему дано при сотворении. А «подобие Божие» – это заданность, т.е. то, кем должен и призван стать человек.
Возьмем понятный для всех пример. В семье родился малыш, его принесли из роддома домой. Естественно, все смотрят: на кого он похож? На папу или на маму? Чей портрет, или образ, этот ребенок – папин или мамин? Подобием, однако, то есть полноценно подобным папе или маме, во всех смыслах самостоятельным взрослым человеком, ребенок станет (и то – если станет) лет в двадцать семь. Несмотря на искаженность человеческой природы грехопадением прародителей, человек сохраняет в себе черты образа Божия.
Достичь же богоподобия, то есть возрасти до максимального совершенства во всех отношениях, особенно в любви, своими силами человек уже не в состоянии. Почему? Во-первых, он разорвал свои взаимные отношения веры и любви с Богом. А именно эта связь с Создателем несла людям жизненные силы для духовного возрастания и созревания. Во-вторых, результатом разрыва человеком живой связи с Богом явилось болезненное изменение духовной и телесной природы человека.
Несмотря на произошедшую на заре человеческой истории трагедию, Бог Своего плана не изменил. Теперь Сам Божий Сын, создавший людей, становится Человеком, приняв искаженную грехопадением человеческую природу, за исключением самого греха. Богочеловек Иисус Христос не только словами, но всей Своей жизнью показывает нам, как нужно жить, верить и любить, чтобы восстановить животворную связь веры и любви с Творцом. Но ведь человеческая природа больна. Люди в этом состоянии, опираясь лишь на свои силы, не могут жить так, как нужно им для обретения радостного бессмертия…
Иисус Христос Своей крестной смертью и Воскресением побеждает саму силу смерти, разоряя ее адское царство. Мертвое тело Господа после погребения в гробовой пещере три дня лежало на каменном одре безжизненным, но не разлагалось. В нем происходило нечто для нас совсем необъяснимое: оно преобразилось в такое тело, в котором нет места смерти, боли, скорби. Оно стало подобно той форме телесности, в которой был сотворен первый человек. В ночь после Великой субботы Христос Воскрес! Его человеческая природа оказалась полностью восстановленной и очищенной от всякой первородной искаженности грехом.
Полная победа над этой искаженностью природы совершена только в одном Человеке Иисусе Христе. Но эту Свою победу Он дарит всем людям, которые поверят Ему и станут членами Его святой семьи – Православной Христианской Церкви.
Дар Святого Духа в христианине может тлеть, как искорка, а может гореть, как пламя, которое согревает все вокруг. Первые христиане имели такую глубокую и горячую веру, что действие Святого Духа в них было видно для всех: они пророчествовали, исцеляли именем Христовым больных, изгоняли бесов, говорили на чужих языках, которых не изучали, и делали многое другое, что было невозможно для неверующих. Конечно, у нас теперь вера не такая горячая и глубокая, мы не в состоянии так приготовить сердце для Бога, чтобы Он заполнил всю нашу душу. Но все же вера есть.
Мы, уверовавшие во Христа, усыновляемся через Него Богу. В таинстве Причащения происходит наша встреча и соединение с Богочеловеком. Всё это и многое другое совершается в нас действием Святого Духа. Бог слушает молитвы верующих и помогает им идти по жизни и бороться с трудностями и искушениями. Многие из христиан испытывали минуты, когда явственно ощущали присутствие Божие и испытывали сильные и ласковые прикосновения Божественной любви.
Все это Господь дал нам как некий задаток будущей радости Небесного Царства. Он как бы говорит: «Ты видишь, как хорошо тебе со Мной?! Так трудись усердно в исполнении Моих заповедей, тогда получишь несравненно больше – наследуешь радостную вечную жизнь!»
При совершении таинства Священства – посвящении в сан священника на Божественной литургии – после освящения Святых Даров епископ дает в руки новорукоположенному иерею часть Святых Даров – евхаристического Хлеба. При этом он говорит: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязан быти (т.е. дашь строгий отчет) во Второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Символический смысл этого действия в том, что священнику дается великий дар Святого Духа, о пользовании которым он даст отчет Богу.
Если те дары Святого Духа, которые мы, христиане, получаем в благодатной жизни Христовой Церкви, не возрастим своей богоугодной жизнью, не вырастем сами духовно в свой полный рост, а останемся, какими были изначально, то Бог заберет от нас Свои дары и к Себе нас не возьмет, мы окажемся вне Царства Божия. Если Творец нас не приобрел как Своих верных детей, то задаток – дар Святого Духа – Он возвращает Себе.
Христос Воскрес телесно для того, чтобы и мы воскресли с Ним здесь, на земле, духовно, а после Его Второго пришествия – и телесно. Мы живем для того, чтобы жить – жить вечно!