Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина
В Неделю 6-ю по Пятидесятнице, Мф. 9, 1-8
Исцеление расслабленного. Византия, XIII в. Источник: ruicon.ru
Хотелось бы поговорить об одной из проблем духовной жизни. В какой-то момент люди обретают веру, она перестает быть чисто теоретической, и они искренне, по мере своих сил, стараются жить по-христиански. Но при этом боль о прошлых грехах, как язва, остается в душе. То, что когда-то травмировало душу, не уходит, и память об этом жива.
Есть разные болезни, и многие из них лечатся, хотя от операций и травм остаются шрамы. Душа – тоже организм, но не телесный, она устроена иначе. Мы очень мало знаем об этом, преимущественно из творений святых отцов, ведь у них был огромный духовный опыт, и благодатью Божией они могли видеть души человеческие очень глубоко.
Часто у верующих возникает вопрос: как быть с тем или иным грехом, возможно ли, имея их, обрести Царство Небесное? Сегодняшнее Евангельское чтение дает очень четкий ответ на этот вопрос. Рассказ об исцелении расслабленного, который сам ходить давно не мог и поэтому друзья принесли его ко Христу, мы читали в Евангелии от Матфея. А евангелисты Марк и Лука добавляют очень интересные детали о том, как много сил приложили четыре друга, чтобы найти Иисуса Христа и доставить к Нему больного, поскольку все другие средства уже были испытаны.
Дороги в Палестине часто бывают крутыми, по ним не то что бегать, ходить сложно, а под палящим солнцем это становится настоящим испытанием. Как вы думаете, стали бы эти люди носить на носилках парализованного больного, если бы не верили, что Христос может помочь ему? А сам больной позволил бы себя так мучить? Конечно, нет. И вот, они нашли дом, где остановился Господь, но войти туда не смогли – настолько он был заполнен народом.
Найдя лестницу, которая ведет на кровлю, они втащили больного наверх, разобрали часть кровли и опустили парализованного на носилках прямо перед Христом. Сделать это было неимоверно сложно, но когда человеку что-то действительно нужно, он найдет вариант. Если ты ищешь, то обязательно найдешь путь ко Христу, и Бог тебе поможет!
Эти люди очень хотели помочь близкому человеку, и мы видим, насколько сильно они верили, что Христос не только сможет, но и захочет его исцелить! Это была вера не только в Его всемогущество, но и в Его любовь. Потому что многие могут нам помочь, только и пальцем для этого не пошевелят, а эти люди всей душой верили, что Господь не таков, для Него важны мы, наши болезни, проблемы и невзгоды. Но, как говорили святые отцы: «Бог не может спасти нас без нас».
Здесь устремление людей ко Христу было очевидно. Однако Господь смотрит в корень проблемы: видимо, причиной телесного недуга расслабленного были какие-то его личные грехи, а значит, сначала нужно устранить причину болезни – исцелить душу этого несчастного человека, чтобы потом вылечить и тело. А что легче сделать? Понятно, что для нас невозможно и то, и другое, но только не для Христа!
На что в первую очередь смотрит Господь? Процитирую дословно: И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф. 9, 2). Вера – вот что самое главное: вера во Христа, вера Христу и Его Евангелию (одно без другого немыслимо). Так неужели можно исцелить душу человека одним словом? Можно, если это слово Христа! Оно несет в себе Его силу, которая способна исцелить не только душу, но и тело человека.
В данном случае Христос понимает, что именно расслабленность души этого больного стала причиной неподвижности тела. В нашей жизни так бывает постоянно: когда человек ослаб душой, то и тело его превращается непонятно во что. Потому и сейчас, в период пандемии, категорически нельзя поддаваться панике, потому что страх связывает не только душу, но и в целом ослабляет иммунитет человека, делая его уязвимым.
Прощаются тебе грехи твои, – говорит Христос. А кто может это подтвердить? Только сам больной! Рядом были внешне благочестивые люди, фарисеи, которые внутренне возмутились, ведь только Богу посильно прощать грехи. Что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? (Мф. 9, 5) – ответил им Господь и повелел расслабленному подняться на ноги и ходить. Услышав слова Господа, этот человек поверил Христу! Христос сказал, он стал Его слово исполнять, и у него получилось! А раз Христос смог исцелить тело больного, значит, Он мог и душу исцелить, и показал это наглядно всем.
Как важно для всех нас помнить, что исцеляемся мы Словом Христовым, поэтому без Евангелия, без проникновения в смысл Священного Писания Нового Завета невозможно исцеление. Нет на это времени? Найди! Мы же находим время поесть, даже когда очень заняты. А здесь речь идет о пище для души!
Для Христа нет проблемы помочь, а мы не всегда знаем, что для нас полезно в данный момент, потому и не всегда получаем просимое. То, что вредно для нас, Господь никогда не даст. Но если мы ощущаем тяжесть грехов, лежащих на нас, мы должны с верой обращаться за помощью ко Христу. Сложно судить о том, какой грех большой, а какой малый: можно умереть от укола, но выжить при ударе топором. Даже если самый малый грех уже проник в душу, он как страшная зараза разрушает нас, и никто не знает, какое действие он произведет.
Но Господь исцеляет нас! Поэтому, если мы хотим ожить духовно, укрепиться в жизни, нужно в первую очередь идти ко Христу. Когда мы дома встаем на молитву и вникаем в смысл Евангелия, когда участвуем в богослужении в храме, очищаем душу в Покаянии и Причащении – всё это вместе помогает нам оживать. А старые болячки тоже заживут, и хотя прошлые грехи могут напоминать о себе, но, как говорится, «цыплят по осени считают!» Господь будет оценивать нас не по тому, какими мы были в начале жизни, а какими мы станем в ее конце, какими будем, когда предстанем перед Ним.
Поэтому для нас важно понимать, что неизлечимых духовных болезней нет. А тело должно будет когда-то умереть, чтобы затем переродиться и стать другим. Многие люди боятся только телесной смерти, но ведь это временная вещь, а душа наша вечна! Даже наше тело способно наследовать вечную жизнь, оно воскреснет, потому что Христос Воскрес телесно и Своим Воскресением обновил нашу природу. И мы этому обновлению приобщаемся в нашей христианской жизни и таинстве Причащения Тела и Крови Христовой. Христос жив и хочет, чтобы жили мы, и начинать надо с духовной жизни – нашего духовного воскресения, нашего духовного обновления, тогда и воскресение тела будет, и вечная жизнь откроет нам свои объятия. Аминь.