Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых отец
Евр. 11:9-10, 17-23, 32-39
Дорогие братья и сестры, все церковное сознание, вся Церковь ныне в ожидании Чуда. Мы готовимся ко встрече с Родившимся Богомладенцем. Обычно мы начинаем это делать более чем за месяц, с особенным настроением, но апостол Павел сегодня напоминает нам, что мир готовился к этой встрече очень давно.
Вообще, моменты встреч, полноценной или неполноценной радости бывают разными. Появление на свет ребенка мы ждем девять месяцев, и для большинства людей, это, несомненно, ожидание чуда. Потому что зарождение и развитие новой жизни, рождение человечка – чудо, данное Богом.
И вот, перечисление в сегодняшнем отрывке из Послания к Евреям святого апостола Павла некоторых персонажей Ветхого Завета, а для нас это еще и ряд людей, удостоенных Церковью быть святыми за их праведную жизнь и образец веры, это не просто ожидание рождения нового человека, может быть даже сверхспособного. Это ожидание такого Рождения, которое сможет отвести тот Дамоклов меч по имени «смерть», зависший над каждым из нас.
К чуду Рождения можно готовиться по-разному. Мир являет действительно высокие образцы духовного тонуса, когда люди прикладывают все силы, чтобы преодолеть смерть и избавиться от проклятия греха. Куда бы мы ни посмотрели, мы видим, что и за две тысячи лет до Рождения Христа, человечество упорно бьется над разрешением этой проблемы в надежде воскресения.
Однако, как нам известно и по собственному опыту, бывает, что силы истощаются, пропадает желание, и духовный тонус ослабевает, что очень характерно для среднеазиатского мира, Египта и в целом, Востока. Многие религии начинают проповедовать многобожие, высокая классическая философия, изначально размышлявшая о душе, становится служанкой человеческих потребностей, т.е. все то, что призвано возвышать человека до Небес, обеспечивает лишь комфорт в земной жизни, сглаживая шероховатости совести, ошибки сделанные человечеством.
Не так все обстояло с небольшой кучкой людей – мы называем их богоизбранным народом – на чью долю выпали многие испытания, история которых всем нам хорошо известна. Но апостол Павел напоминает нам некоторые имена для того, чтобы показать, что эта жажда бессмертия угасла не у всех людей, не все смирились с неизбежностью смерти.
Можно искать разные выходы: например, в индуизме очередное перерождение несет жизнь, поэтому, пожелать кому-то «Многая лета!» – лучшего подарка не придумаешь. В буддизме нужно обязательно отречься от всех желаний, а значит, отсечь все связи с близкими. Можно даже поклоняться смерти, как бы убаюкивая, тем самым ее приход и грядущий суд, но мы понимаем, что все это довольно слабые выходы из ситуации под названием «преодоление смерти».
Иначе было у небольшой диаспоры людей, которые пронесли огонек живой веры – доверия Богу – до Рождения Христа. Им было неимоверно сложно: трудно верить в Того, Кого не можешь ощутить тактильно, с Кем не можешь разделить трапезу – поесть рыбу, пройти по побережью Галилейского моря, – нужно верить в Того, Кто невидим!
В самом начале 11 главы Послания к Евреям апостола Павла говорится: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1). Интересно представить людей, в жизни которых незримо, но явственно присутствует реальная связь с Богом, но которые не имеют как мы Евангелия – Слова Божия, как разумного диалога со Христом, не имеют Таинств, как самой что ни на есть интимной связи с Богом через полноценную Церковную жизнь, у которых нет такого обилия Откровения, которое Бог оставляет людям в наследие в виде Церкви, нет Духа Святого, Который присутствует в каждом крещаемом человечке.
И вот, в ожидании избавления от смерти, в ожидании Того Мессии, который принесет главное чудо для человека, эти люди показывают образцы своей веры: во-первых, как уверенности в том, что Бог есть и Он – живая личность, во-вторых, веры, как доверия и, как следствие, праведной жизни, а в-третьих, веры – как верности Богу.
Сегодня Церковь призывает нас сосредоточиться на этих образцах для того, чтобы встреча с Родившимся Богомладенцем 7 января была не просто очередным праздничным днем в календаре, а для того, чтобы она состоялась в сердце. Потому что если человек действительно хочет, чтобы в его сердце победил свет разума, и воссияло солнце праведности, как мы будем петь в рождественских песнопениях, мы должны открыть его двери Рождающемуся Христу.