Проповедь диакона Иоанна Иванова в праздник Крещения Господня
Фото: Ю. Павлюк
Дорогие братья и сестры, сегодня мы, и вся Святая Православная Церковь, поздравляем друг друга радостными словами о явлении Христа всему миру. И мы не только присоединяемся к праздничному кондаку «Явился еси днесь вселенней», но и следуем своему личному опыту, поскольку только через него можно честно, открыто заявлять: «Мы видели этот Свет».
По-русски сегодняшний кондак звучит так: Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!». Тот Свет, который запечатлелся на мне, на вас, на всех православных христианах – не просто разовый подарок, как мы порой воспринимаем Дар Святого Духа через Таинства Крещения и Миропомазания. Печать Духа Святого – это наше движение по жизни со Христом. Невозможно светить, не имея в себе этот внутренний «проектор». Как иначе можно явить Христа миру, если не через собственные действия, свою жизнь во Христе?
Запечатление в нас Христа, безусловно, выражает нашу сознательную позицию: «Господи, я видел этот Свет! Свет Твой на мне, но и я, в разуме должен сознательно исповедовать Тебя. Не механически, потому что я знаю некий набор магических действий на все 365 дней в году, а потому что хочу быть похож на Тебя!»
Эта удивительная позиция, кстати, не имеет большой вариативности: увидев Свет, я его либо признаю и действую, как подсказывают мне разум и сердце, либо, как говорит митрополит Антоний Сурожский: «Уйти от разума можно только в неверие». Иными словами, от совести можно скрыться, лишь преднамеренно заняв позицию: «Я ничего не видел, не хочу жить в Свете».
И вот, Церковь, воспевая праздники Рождества и Богоявления, особенно подчеркивает необходимое действие разума в человеке. Мы разумом воспеваем «Солнце правды» сегодня, прославляя явление Бога миру, говорим о сознательном восприятии этого Света. Это действительно делит мир на пространство профанное и сакральное, где находится все, что имеет отношение к делу нашего спасения.
Поэтому, дорогие братья и сестры, вместе со всей Святой Церковью, мы воспеваем Откровение Божие, которое нам, конечно, не всегда легко бывает принять, это дело нашего «хотения». Но надо сказать, что у нас гораздо больше возможностей пойти за Светом, чем было до явления Христа в мир. Мы знаем, как велико разнообразие разного рода религиозных практик и философских течений, даже мировых религий существует несколько. Без правильного прочтения можно в каждом стихийном бедствии или космическом явлении искать нечто «энергически-духовное» с религиозным оттенком.
Но Иисус Христос через Богоявление, о чем свидетельствуют сразу три евангелиста – Матфей, Марк и Лука – умышленно открывает Себя миру полностью. Не прикровенно, как в Ветхом Завете, когда невозможно было говорить о том, что Бог Един, но Троичен в Лицах. Нам открыто явление Троицы: глас Господень говорит о Сыне возлюбленном, в Котором Его благоволение и о Духе, Который сходит на Христа. Все это дано и нам, а вот какой выбор мы сделаем – от нас зависит! Аминь.