Проповедь священника Михаила Хайрутдинова в Неделю о мытаре и фарисее
Лк. 18, 10-14
Дорогие братья и сестры, поздравляю всех вас с праздником. Мы приближаемся к Великому Посту, сегодня Неделя о мытаре и фарисее.
Эта седмица сплошная, она не имеет постных дней. Смысл этого установления не всегда понятен верующим: отказываясь поститься на этой неделе, мы пытаемся показать, что чужды фарисейскому духу. Мы не гордецы какие-нибудь, пришедшие, как фарисей из притчи, благодарить Бога, что он не таков, как прочие люди (Лк. 18:11).
Перед началом Великого Поста будет еще одна сплошная неделя – масленица, в воспоминание Адамова изгнания.
В сегодняшнем евангельском отрывке прозвучала притча о мытаре и фарисее. Господь в ней напоминает, что время Ветхого Завета закончилось. Но те заповеди, которые были даны через Моисея на горе Синайской, Он не упраздняет, а совершенствует.
Когда Господь пришел в этот мир, сразу стал настойчиво повторять: вот, древние говорили так, а Я говорю вам… Вряд ли кто-то из обычных людей смог бы сказать подобное: это же слова Самого Бога! Иисус Христос тем самым показывает Свою власть, указывая, что Он – Сын Божий, Законодатель, и поэтому может корректировать те заповеди, которые дал.
Это было необходимо, поскольку люди так привыкли исполнять закон формально, что хвалились этим, почитая за праведность способность выполнить все его мелочные предписания. Если они живут, как Бог им заповедал, все заповеди понимают правильно, значит, они безупречны, просто молодцы! Но опасность такого взгляда в том, что и Бога они подгоняют под свою идеологию.
Фарисей благодарил Бога, и это правильно. Но воздавая хвалу Господу, он себя представлял в Его глазах хорошим. По его логике получается, что Творец одних любит, а других – нет. Те люди, которые исполняют заповеди и закон, Богом любимы, а остальные – ну ладно, как-нибудь…
Фарисей и к людям относится подобным же образом, и это страшно, потому что гордыня охватывает его все сильнее. Есть избранные, а есть отверженные. Ему Господь дал обильно благодать, потому что он достоин этого, а другой – нет, потому что мерзавец.
А мытарь стоял и понимал, что он и есть тот мерзавец, и не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18:13) Бога он представлял милосердным, любящим всех, в том числе и его. Потому он и становится ближе к Богу, что видит Его лучше, чем фарисей, который пусть даже всё исполняет.
Конечно, это нужно, но исполняя заповеди Божии, делая добрые дела, мы часто думаем: «Вот, мы-то в Церкви, мы спасаемся, а те, кто вне церковной ограды – нет!», – и это неправильно! «Мы спасаемся, и хотим, чтобы остальные спаслись, и Бог этого хочет», – вот таким должно быть отношение к другим людям.
А мы, к сожалению, часто фарисействуем: «Что с них взять, они же неправославные?!» (вместо того, чтобы молиться за ближних). Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих (Лк. 6:28) – заповедовал Господь, призывая заботиться не только о себе, но и о других людях, чтобы все мы стали хоть немного похожими на Христа.
Мы должны творить добрые дела во славу Божию – не для того, чтобы показать, какие мы хорошие, а чтобы люди увидели, что через нас действует Христос. Если мы будем хвалить и славить Господа, а не себя за то, что меняется в нашей душе и жизни, тогда мы сможем Бога правильно себе представлять.