Image

«Все мне позволительно, но не все полезно» (проповедь)

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю о блудном сыне

1 Кор. 6:12-20

Дорогие братья и сестры, предлагаю поразмышлять над отрывком из Послания апостола Павла к Коринфянам, который мы слышали за богослужением.

Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6:12) (в славянском переводе – «не всё на пользу»), – тема сегодняшнего отрывка. Казалось бы, эта мысль понятна даже ребенку, когда его ограничивают и объясняют, почему. Но у взрослых все сложнее, потому что нас не всегда есть, кому ограничивать.

Апостол Павел часто повторяет слова тело и блуд. Например: тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1 Кор. 6:13). Слово блуд мы используем в разговорной речи, и смысл его интуитивно понятен: я заблудился – значит, не нашел верного выхода, ищу его. В греческом оригинале здесь стоит слово разврат, которое мы тоже используем: «развращение» по звучанию и смыслу напоминает «разворошить». Вот, девочки заплетают косички, и если их разворошить, это будут уже не косы, а распущенные волосы.

В любом контексте эта «распущенность», «разворошенность» – нарушение былого единства. Это слово замечательно доносит смысл того, что хочет сказать апостол Павел: если все моё существо на что-то определенно нацелено, то все, что будет «распущено», ведет к моему заблуждению, цели я определенно не достигну.

Самое время здесь вспомнить слово «грех», в дословном переводе с греческого языка означающее «промах, непопадание в цель». То есть получается, что если я, находясь в состоянии «разворошенности»,  устремляюсь к цели, то на пути обязательно появятся какие-то внешние препятствия, и это произойдет по моей собственной вине, поскольку у меня нет необходимой сосредоточенности, я «распущен», снова блуждаю в поисках выхода.

В словах блуд, развращение заложен глубокий смысл относительно предназначения человека, который приходится часто пояснять: если во мне нет целомудрия, т.е. все мое существо – тело, нервная система, мысли и чувства, потребности души – не устремлено к вечности, значит, я вновь заблудился. Мое целомудренное состояние нарушено и напоминает упомянутую выше «разворошенность», разврат.

Но для чего тогда вообще мучиться с этим телом, которое постоянно чего-то хочет? Повторюсь: тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Как говорят: «Зачем нужна голова?», – и отвечают в шутку «я в нее ем», так, казалось бы, и с телом, просто – физическая оболочка.  Оказывается, нет! Тело человека, и в этом его принципиальное отличие от ангелов, дает ему возможность творить, реализовывая заложенную свыше потребность. Хотя, конечно, и в отрицательную сторону мы такого натворить можем, что даже темные силы у нас поучиться могут… А в положительную сторону наш вектор – приблизиться к Богу, мы призваны достичь богоподобия.

Греческое слово, которое обозначает «тело», звучит как «сома», – всем известен медицинский термин «соматические», т.е. телесные признаки. Но в дословном переводе «сома» – не просто физическая оболочка, а организм. И когда мы слышим слова Святой Евхаристии: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, в греческом оригинале стоит именно это слово «сома», т.е. Христос говорит: «Примите Мой организм в свой, и мы станем единым целым».

Понятно, что если я принимаю Христа, меняются мои мысли, а с ними и душевные порывы, чувственные и телесные проявления. Но где же рождается грех? Он возникает, когда при выборе между духовными и физическими потребностями я отдаю предпочтение более низким, телесным.

Например, поесть – это хорошо? Да, особенно, когда желудок просит и это происходит вовремя. Но если передо мной стоит выбор – помолиться или покушать, и я выбираю второе, здесь рождается ошибка, промах. Я вновь заблудился, а значит, актуальными становятся все понятия, которые мы сегодня обсудили – и блуд, и грех, и разврат.

То есть мой организм, который целиком принял Христос, когда воплотился и исцелил его от греховных болезней, нуждается в вакцинации, духовной прививке. Он получает ее, соединяясь с организмом, не имеющим греха, и это свое «сома», тело, я должен превратить в храм для пребывания Духа Святого.

Понятно, что если во мне нет целомудрия, я разбросан по всевозможным удовольствиям, но не собран воедино для личности, очень сложно в таком состоянии впустить Христа и начать борьбу со своими грехами. Поэтому апостол Павел и говорит: все мне позволительно, но не все полезно.

Я должен понять, что моё тело – важнейший инструмент для того, чтобы победить грех в себе самом и жить с Богом вечности. Но для этого тело должно быть чистым, лишенным греха, что возможно только вместе с Богом. Аминь.


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
«Все мне позволительно, но не все полезно» (проповедь) — Клин православный