Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю о блудном сыне
1 Кор. 6:12-20
Дорогие братья и сестры, предлагаю поразмышлять над отрывком из Послания апостола Павла к Коринфянам, который мы слышали за богослужением.
Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6:12) (в славянском переводе – «не всё на пользу»), – тема сегодняшнего отрывка. Казалось бы, эта мысль понятна даже ребенку, когда его ограничивают и объясняют, почему. Но у взрослых все сложнее, потому что нас не всегда есть, кому ограничивать.
Апостол Павел часто повторяет слова тело и блуд. Например: тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1 Кор. 6:13). Слово блуд мы используем в разговорной речи, и смысл его интуитивно понятен: я заблудился – значит, не нашел верного выхода, ищу его. В греческом оригинале здесь стоит слово разврат, которое мы тоже используем: «развращение» по звучанию и смыслу напоминает «разворошить». Вот, девочки заплетают косички, и если их разворошить, это будут уже не косы, а распущенные волосы.
В любом контексте эта «распущенность», «разворошенность» – нарушение былого единства. Это слово замечательно доносит смысл того, что хочет сказать апостол Павел: если все моё существо на что-то определенно нацелено, то все, что будет «распущено», ведет к моему заблуждению, цели я определенно не достигну.
Самое время здесь вспомнить слово «грех», в дословном переводе с греческого языка означающее «промах, непопадание в цель». То есть получается, что если я, находясь в состоянии «разворошенности», устремляюсь к цели, то на пути обязательно появятся какие-то внешние препятствия, и это произойдет по моей собственной вине, поскольку у меня нет необходимой сосредоточенности, я «распущен», снова блуждаю в поисках выхода.
В словах блуд, развращение заложен глубокий смысл относительно предназначения человека, который приходится часто пояснять: если во мне нет целомудрия, т.е. все мое существо – тело, нервная система, мысли и чувства, потребности души – не устремлено к вечности, значит, я вновь заблудился. Мое целомудренное состояние нарушено и напоминает упомянутую выше «разворошенность», разврат.
Но для чего тогда вообще мучиться с этим телом, которое постоянно чего-то хочет? Повторюсь: тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Как говорят: «Зачем нужна голова?», – и отвечают в шутку «я в нее ем», так, казалось бы, и с телом, просто – физическая оболочка. Оказывается, нет! Тело человека, и в этом его принципиальное отличие от ангелов, дает ему возможность творить, реализовывая заложенную свыше потребность. Хотя, конечно, и в отрицательную сторону мы такого натворить можем, что даже темные силы у нас поучиться могут… А в положительную сторону наш вектор – приблизиться к Богу, мы призваны достичь богоподобия.
Греческое слово, которое обозначает «тело», звучит как «сома», – всем известен медицинский термин «соматические», т.е. телесные признаки. Но в дословном переводе «сома» – не просто физическая оболочка, а организм. И когда мы слышим слова Святой Евхаристии: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, в греческом оригинале стоит именно это слово «сома», т.е. Христос говорит: «Примите Мой организм в свой, и мы станем единым целым».
Понятно, что если я принимаю Христа, меняются мои мысли, а с ними и душевные порывы, чувственные и телесные проявления. Но где же рождается грех? Он возникает, когда при выборе между духовными и физическими потребностями я отдаю предпочтение более низким, телесным.
Например, поесть – это хорошо? Да, особенно, когда желудок просит и это происходит вовремя. Но если передо мной стоит выбор – помолиться или покушать, и я выбираю второе, здесь рождается ошибка, промах. Я вновь заблудился, а значит, актуальными становятся все понятия, которые мы сегодня обсудили – и блуд, и грех, и разврат.
То есть мой организм, который целиком принял Христос, когда воплотился и исцелил его от греховных болезней, нуждается в вакцинации, духовной прививке. Он получает ее, соединяясь с организмом, не имеющим греха, и это свое «сома», тело, я должен превратить в храм для пребывания Духа Святого.
Понятно, что если во мне нет целомудрия, я разбросан по всевозможным удовольствиям, но не собран воедино для личности, очень сложно в таком состоянии впустить Христа и начать борьбу со своими грехами. Поэтому апостол Павел и говорит: все мне позволительно, но не все полезно.
Я должен понять, что моё тело – важнейший инструмент для того, чтобы победить грех в себе самом и жить с Богом вечности. Но для этого тело должно быть чистым, лишенным греха, что возможно только вместе с Богом. Аминь.