«Благословен Грядый во имя Господне!»
Автор: протоиерей Борис Балашов
Вход Господень в Иерусалим. Новгород, XIV в.
Господь восходит в Иерусалим, начиная Свой искупительный подвиг ради спасения людей. Он идет для того, чтобы победить грех и смерть и обновить нашу природу Своим Воскресением.
Нам надо вместе с Ним пройти этот скорбный путь Страстной Седмицы, чтобы мы могли полноценно прикоснуться к событию Воскресения Иисуса Христа, чтобы Его Воскресение из мертвых стало и нашим воскресением.
Господь воскрешает Лазаря, и это событие не тождественно другим случаям воскрешения людей, описанным в Евангелии. По верованию иудеев, три дня после смерти душа находится рядом с телом, а по истечении этого срока она сходит во ад (шеол), куда попадали души всех усопших после грехопадения и пребывали там в темноте, унынии, отчаянии.
Христос воскрешает Лазаря именно на четвертый день, когда, казалось бы, рассчитывать уже не на что: душа умершего в аду, и тело по всем земным законам воскресить невозможно – оно активно разлагается, смрад стоит возле гробовой пещеры. Тем самым Господь показывает, что Он – Владыка мира земного и неземного: Он воскрешает тело на виду у толпы, и возвращает душу из ада – она соединяется с телом и Лазарь оживает.
Для чего это нужно? Христу Самому вскоре предстоит претерпеть смерть. Воскрешая близкого друга, Он показывает образ Своего Воскресения и возможность нашего воскресения. Но мы воскреснем не как Лазарь, который вернулся к земной жизни, а как Воскресший Христос, чтобы никогда не умирать. По замыслу Божьему о нашем спасении, человек должен воскреснуть для вечной жизни, чтобы ни болезнь, ни грех не могли приблизиться к нему.
Постараемся осмыслить, что нам говорит Церковь в тропарях сегодняшнего праздника.
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя – Церковь призывает к вере словам Христовым и показывает реальность воскресения человека. Прежде Твоея страсти – прежде Своих страданий, на которые Господь идет добровольно ради нашего спасения. Яко отроцы победы знамения носяще – мы подобны детям, которые срывали пальмовые ветви и приветствовали Христа, идущего в Иерусалим, чтобы стать Царем мира, победить грех и смерть и даровать эту победу нам.
Пальмовые ветви были знаменем победы. И хотя у нас пальмы не растут, мы приходим в храм, принося веточки вербы, которые первыми оживают после долгой зимы, символизируя, что и мы оживем, подобно тридневному Христу!
И второй тропарь, имеющий к нам прямое отношение: Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш‚ безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим‚ и воспевающе зовем: осанна в вышних‚ благословен грядый во имя Господне.
Спогребшеся Тебе крещением – в таинстве Крещения мы умерли для греха, обрели нового Хозяина нашей жизни – Господа, отреклись от власти дьявола. Грешный человек утонул в водах Крещения, его больше нет, из купели вышел иной, обновленный Крещением во Христа Воскресшего.
Безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим – жизнь вечная начинается в духовной жизни людей. Сначала, приняв семя вечной жизни, должна обновиться душа человека, а позднее сможет воскреснуть и тело. Мы не уничтожаемся, а идем в жизнь! Но начинать нужно именно с души, ее сроднения со Христом. Тогда по Втором Пришествии Он сможет воскресить и наше тело для жизни в Царстве Небесном. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа, – говорит Сам Господь (Ин. 17:3).
Благословен Грядый во имя Господне – благословен Богочеловек Иисус Христос, идущий спасать род человеческий от греха и смерти.
Этот праздник и радостный и скорбный одновременно, потому что величайшая в истории человечества победа совершается ценой Крестной Смерти Христа. Но это подлинная победа, Христос – Победитель! Он будет предан народом, но совершает Тайную Вечерю, чтобы приобщить всех нас, причащающихся Его Тела и Крови, к Своей победе; Он умирает на Кресте и Воскресает, чтобы даровать и всем нам вечную жизнь!