Автор: протоиерей Борис Балашов
Совсем недавно мы праздновали Пасху. Эти дивные слова – Христос Воскресе – глубоко вошли в наши сердца, согрели их теплотой Духа Святого, укрепили нас на жизненном пути. Потому что теперь смерть уже не властвует над нами, она побеждена Христом – Богом и Человеком для того, чтобы к этой победе приобщились и все остальные. Победа совершена, Христос воскрес. Кажется, как хорошо – теперь Он с нами. Но где – с нами?
Мир большой, людей много, а Палестина – маленькая страна. Сколько людей видели Его, сколько общались с Ним в то время, когда Он жил на Земле? Тысячи. А ведь нужен Он всему миру, потому что Христос пришел для людей всех времен, всех народов. Ему дороги все. Поэтому после Своего Воскресения Он не остается навсегда с группой Своих друзей и учеников. Происходит событие, казалось бы, противоестественное: Христос воскрес, победил смерть, обрадовал Своих учеников – и от них уходит…
В книге Деяний апостольских сказано, что Христос в последний раз явился ученикам перед Вознесением. Он собрал их всех, дал им еще раз ощутить, увидеть, почувствовать, осязать Себя Воскресшего. Христос воистину воскрес – ученики убедились в этом. И вот Он, преподав им Свое благословение, обещав, что будет с ними всегда, во все времена, уходит от них, обещая ниспослать им Духа Святого. Глаза этих людей видят, как Иисус поднимается, облако скрывает Его из виду. Он ушел… Куда? В мир небесной славы. Туда Он вознес и свою человеческую плоть. Эта плоть вместе с Его Божеством пребывает на Престоле Божием вместе с Отцом.
Человеческая природа, человечество в лице Христа вознесены на Небо, на Божий Престол. Для чего? Для того, чтобы нам открыть туда путь. Он ушел зримо, явно, а ученикам Христовым явился Ангел и сказал им: Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:11).
Христос уходит не навсегда, Он вернется к нам. Вернется не только потаенно для других, как мы принимаем Его в Таинствах Церковных, в частности в Таинстве Причащения Тела и Крови Христовой. Но вернется и явно, так же зримо, как Он возносился на Небо. Только тогда Его видела горстка учеников, а в будущем увидит весь мир. Иисус уходит, чтобы вернуться. Вернуться, дабы всех чад Своих, всех друзей Своих собрать воедино. Но уходя телесно, не покидает нас, а заповедует, как заповедовал ученикам Своим, быть единодушными друг с другом в духовной жизни и в братском общении. Господь ниспосылает апостолам Святого Духа в день пятидесятый, то есть на десятый день после Своего Вознесения. И рождается Церковь. Рождается новый организм – семья Христова – действием Святого Духа, который наполнил души, жизни и сердца христиан. Преобразил, обновил и сделал их подлинно чадами Христовыми. Совершилось рождение Церкви вообще и рождение каждого христианина в частности.
И поныне продолжается рождение в таинстве крещения людей, жаждущих быть чадами христовыми. Он ушел, ниспослав ученикам Духа Святого, дав им Свою помощь, благодать, силу и Свою любовь; Дух Святой нисходит для того, чтобы христиане стали чадами Божьими, жили жизнью Христовой и несли свет этой любви, этой божественной жизни во все уголки мира, всем людям. Христиане должны быть светом, который светит всем людям любовью Христа.
Иисус Христос уходит зримо, невидимо оставаясь с нами, помогая нам стать такими Его чадами, которые могут прийти туда, куда Он вознесся телесно. Земная жизнь имеет огромное значение для нас, потому что дана нам Богом и призвана научить жизни небесной в этой жизни, земной. Христос возносится в мир Небесной славы, чтобы оттуда быть доступным людям, живущим в разных странах, говорящим на разных языках, живущим в разные времена. Оттуда Он достижим и близок всем. И теперь человеку, который хочет соединиться со Христом, принять Его, не нужно плыть или лететь самолетом в Иерусалим, где Он был две тысячи лет назад. Его можно найти здесь, в Христовой Церкви, в Его семье, где явлена полнота жизни Богочеловека. По этой причине мы и собираемся на молитву в храм, а Христос подлинно пребывает среди нас, особенно когда приобщаемся Святых Христовых Таин на Евхаристии. Когда мы вместе молимся, вместе делаем добрые дела, стараемся выполнять Его волю – Он с нами. Когда нам трудно, у нас беда и несчастье, если мы храним Ему верность, – Он с нами.
Если мы не знали Христа, жили беспутно, бестолково и вдруг опомнились, Он дает нам возможность прийти к Себе, чтобы снова быть с нами, а мы бы с Ним вместе выправляли свою жизнь, лечили раны, нанесенные грехами. Вместе с Ним в нашу жизнь входят свет и радость. Но эта наша радость общения со Христом здесь, на земле, еще так мала по сравнению с той радостью, которая нас ожидает в вечности при встрече с Ним.
Та радость, которую мы пережили в Пасхе, открывает нам любовь Иисуса Христа. Да, Он любит нас. но этого мало. Любовь должна быть взаимной. Именно потому Он дает нам время на земле, чтобы мы научились отвечать на Его любовь, жить благодарностью к Нему, нести крест служения ради Христа и ближних, чтобы мы научились той любви, которой Он любит нас. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин.13:34). А кого возлюбил Христос? Тех только, которые были Ему благодарны? Нет, Он возлюбил и тех, которые Его предали, Его распинали. Он возлюбил и тех, которые Его не понимали; Он возлюбил и тех, которые Ему были врагами. И многие из тех, кто ходит в церковь сейчас и стали Его детьми, христианами, в недавнем времени были врагами Господа. Но Христос любил их и тогда, и помог им ответить на Свою Любовь. Получилась взаимная любовь, возникло соединение в любви Христа и нас, Христа и Церкви.
Христос дает нам время, чтобы мы стали из людей, далеких от Него, Его друзьями, Его детьми. Дает нам Свое Слово – Священное Писание Нового Завета, дает нам Свою благодатную помощь, дары Святого Духа, чтобы мы могли преобразиться, измениться, духовно воскреснуть и возрасти и стали Его радостью, Его святостью. Как жених заботится о наряде своей невесты, чтобы она пришла на свадьбу прекрасной, нарядно одетой, так Христос заботится о человеческой душе, чтобы она подлинно была Его невестой, когда эта встреча наконец произойдет. Чтобы была человеческая душа прекрасной и чистой, как бы ни была она грязна и искажена до встречи со Христом. Спаситель любящую душу очищает, обновляет и наделяет Своей красотой, чтобы красота Христова стала нашим счастьем, нашим бессмертием, нашей жизнью.
Из книги протоиерея Бориса Балашова «На камне или на песке?», издательство «Христианская жизнь», Клин, с. 382-387
Прочитать книгу полностью в электронном виде можно на нашем сайте по ссылке