Автор: протоиерей Борис Балашов
В день Вознесения Господня
Фото: Ю. Павлюк
Завершилось сорокадневное празднование Пасхи, сегодня мы празднуем Вознесение, но суть этого события людям понятна не всегда. Казалось бы, все хорошо: Христос Воскрес, победил смерть и Своих врагов. Став свидетелями Воскресения, ученики обрадовались, ведь Христос снова был вместе с ними. Но теперь Он уходит – чему же здесь радоваться? Но так может рассуждать тот, кто далек от Церкви или верует лишь теоретически.
Как часто всем своим вниманием мы прикованы только к земле и земным потребностям! И хотя, безусловно, они важны, по замыслу Божьему человек является гражданином двух миров – земного и небесного. Человек – существо особое, он создан по образу Божиему. Даже вертикальным положением тела он выделяется из мира животных: он призван видеть не только землю, но и небо.
У каждого из нас есть родина – страна, город или село. Но вот, к примеру, юношу призвали в армию, а за время службы его семья сменила место жительства – куда он будет возвращаться: к старым стенам или к семье и родителям? Естественно, его дом там, где родные.
А где же сейчас мои дедушки и бабушки, родители, где святые и Матерь Божия, которой наш храм посвящен? Где Сам Иисус Христос, Которого осязали ученики? В другом мире! Невозможно показать, где он находится, но в современном языке есть выражения, которые раньше не употреблялись: ученые говорят о существовании других измерений, о другой реальности.
Насколько она далека от нас, пояснить сложно, поскольку расстояние измеряется километрами только в нашем мире. Но в итоге каждый из нас должен вернуться туда, в свой дом, где пребывают те, кто нас любит. И я хочу прийти на исходе жизни своей не в могилу, а туда, где Христос, где святые, где мои близкие.
Моя родина там, потому что там Господь. Я был крещен в детстве, к вере пришел в школьные годы, но всегда чувствовал некое присутствие того мира в своей жизни. И хотя я грешный человек, но как-то сроднился со Христом, причащался, старался быть к Нему ближе по мере своих сил.
Потому и апостолы, видя, как Воскресший телом Христос поднимается из мира земного, восходит ввысь и скрывается в облаке, радуются.
Господь возносится на небо, но не уходит от Своих учеников. Раньше, чтобы увидеть Его и услышать, нужно было физически быть рядом, а сейчас всё стало иначе. Он переходит в мир Небесной Славы с обновленным воскрешенным телом и пребывает вместе с Богом Отцом: Он вознесся на небо и воссел одесную Бога (Мк. 16:19).
Конечно, это образ, который, как и притчи Христовы, нельзя воспринимать буквально, но он имеет для нас очень большое значение. Царь сажает одесную, т. е. справа от себя только Того, Кому дает такие же полномочия, какие имеет Сам. Конечно, Сын Божий во всей полноте наделен этими полномочиями, но Его человеческая природа их ранее не имела, а отныне прославлена и она! А все мы, люди, с Ним одной крови, и христиане – особенно, потому что мы соединяемся со Христом в Таинстве Причащения. Мы – часть Его жизни, часть Его Тела.
И Я пошлю обетование Отца Моего на вас, – говорит Господь, обещая ученикам ниспослать Святого Духа, Который будет с ними, будет просвещать сердца, поддерживать на жизненном пути, и самое главное – соединять со Христом. Потому что наше сроднение с Богом происходит именно силой Духа Святого. Дух Святой освящает хлеб и вино, лежащие на святом престоле, священник произносит слова, но действует Своей силой Господь.
Через десять дней после Вознесения, произошло это удивительное событие. Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени, и они исполнились даров Божьей благодати. Дух Святой – не только проявление Божественной силы, это Божественная Личность, одно из Лиц Святой Троицы.
Но что это дает лично нам? Обратимся к словам одного из тропарей праздничного Канона: Естество человеческое, Христе, тлением падшее возставил еси, и восходом Твоим вознесл еси, и с Собою нас прославил еси.
Естество человеческое – это наша природа. Иисус Христос от Девы Марии воспринял нашу человеческую природу. Единственное отличие Его как человека от нас заключается в отсутствии греха. Он испытывал боль и страдания, скорбел, был убит и умер.
Духовная и телесная природа человека подвержена тлению (повреждению), поскольку она искажена грехопадением. Мы ругаемся, ссоримся, делаем гадости, болеем и умираем, потому что находимся совсем не в том состоянии, в каком нас замыслил Господь, а в искаженном. Когда человек совершает грех, он сам себя уродует. Христос же, приняв человеческую природу, возставил ее, т. е. восстановил.
Христос Воскрес уже в другом состоянии, чем был до Крестной смерти: в Евангелии говорится, что Он проходил сквозь стены пещеры и дома; разговаривая с апостолами, показывал раны на руках и ногах, пронзенное копьем ребро. Очевидно, что это другое, неведомое нам состояние человеческой природы.
Восходом Твоим – т. е. Своим Вознесением – вознесл еси, и с Собою нас (вознес с Собой и нас). Как это можно понять? Представим себе яблоню: корней ее мы не видим, видим ствол, ветви – только часть целого. Но то, что мы не видим корней, нас не удивляет. Так и в земной жизни, используя свой опыт, мы видим только часть общей картины мира.
Я есмь лоза, а вы – ветви… ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5), – говорит Христос, представляя Тело Церкви как живой организм, частью которого мы являемся. Другой образ из Священного Писания: Христос – голова (глава) тела, а тело составляем все мы. Если мы имеем с Ним живое общение в Причащении, своей христианской жизни, молитве, чтении Священного Писания, стремлении исполнять волю Божью, то наша связь с Ним неразрывна.
Прочитаем кондак праздника Вознесения: Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Смотрение по-славянски – план строительства нашего спасения и Церкви в целом. Т. е. Христос исполнил план Божий о спасении людей, соединив земных (тех людей, которые еще живут земной жизнью) с небесными (перешедшими в вечность).
В нашей церковной жизни есть традиция принимать при Крещении имя какого-либо святого – нашего небесного покровителя. Да, он в другом мире, но между этими мирами существует связь! Такова вера Православной Церкви.
И самое главное, любящим Его Господь посылает Утешителя – Духа Святого. Если человек не затворяет сердце, стремится исполнить в своей жизни заповедь о любви к Богу и людям, он можем обрести дар благодати Святого Духа. Его дух человеческий наполнится Духом Божьим. По слову Господа, Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17:22).
Конечно, если человек хочет жить только для себя, этого не произойдет. «Я 20-30 лет хожу в церковь, а ничего не происходит», – сетуют многие. И не произойдет, если молитвы и Евангелие просто вычитывать, в слова Господа не вникать и Его волю не исполнять. Так и помрешь – с крестом на шее, без Бога в душе!
Никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный – никогда не отлучаясь от нас, но пребывая с нами всегда. Господь нас не оставит, лишь бы мы сами не отвернулись от Него!
И вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы – обращаясь ко всем любящим Его, Господь говорит: Я с вами, и никто вас не победит.
Перед чтением Евангелия мы молились: иже общия сия, и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем прошения подати обещавый: Сам и ныне раб твоих прошения к полезному исполни, подая им в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруя.
Господь дал нам возможность молиться вместе, совместно с братьями и сестрами по вере обращаться к Богу. Тогда мы будем получать от Него просимое (конечно, если это пойдет нам на пользу). Но главная просьба здесь – дать нам в земном мире познание истины, Христа, правильного пути в борьбе за свою душу. Тогда в будущем Бог дарует нам вечную жизнь.
Конечно, отчасти мы приобщаемся к ней в земном мире, ведь познание истины – Бога – и сроднение с Ним начинается здесь, на земле. Но именно там, в Небесном Царстве Божьей Славы, эта жизнь, не только духовная, но и телесная, раскроется во всей полноте! Аминь.