Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых
Мф. 10:32-33, 37-38
Мы сегодня слышали евангельское чтение, в котором ставится очень серьезный вопрос. Первая фраза Христа нам достаточно понятна: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32-33).
Связь любви и веры, как и дружбы, может быть только взаимной. Если человек и словами, и делами показывает, что он не Христов ученик, не Его друг, не член Христовой семьи – Церкви, он отрекается от Христа. Можно сделать это всей своей жизнью, отвергая Его заповеди, а можно отречься и на словах, отказавшись быть христианином. Это проявление свободной воли человека, поэтому Господь просто принимает его выбор.
Вся человеческая жизнь должна быть свидетельством веры и верности Христу: стремлением постичь Его волю в молитве и чтении Священного Писания, исполнением Божьих заповедей, деятельном служии Богу и людям. Такого человека Господь исповедает пред Отцем Небесным, то есть примет как свое чадо – сына или дочь.
Гораздо сложнее для понимания вторая часть евангельского текста: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:37-38).
Христос, Который заповедует, что семейная любовь – святое, говорит такие слова? Получается, если эта любовь очень сильна, то мы для Бога – чужие? Но не об этом здесь идет речь! Есть разная любовь. Можно любить тело, следуя инстинктам, как это заложено у животных, но это не та любовь, о которой говорит Евангелие. Настоящая любовь направлена вглубь человека, на образ Божий, на всё то доброе и святое, что есть в душе, – отражение Бога в человеке. Всё остальное может являться следствием этой высокой любви.
Христос говорит: если хочешь научиться любить Бога, научись любить Его образ – человека. Это верно и с другой стороны: хочешь научиться любить человека – научись Бога любить. Тогда ты сможешь и в человеке ценить самое главное.
Мы люди страстные, конечно. Как тяжело бывает смотреть на потемневшую икону, которая потускнела и потрескалась от времени, так сложно увидеть и полюбить в человеке сокрытый Образ Божий. Но кто не умеет любить людей, тот никогда не сумеет ответить на любовь Бога.
Когда апостол Петр спросил Христа: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Христос ответил ему: Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (см. Мф. 19:27-29).
Оставить – не значит забыть. Когда во время войны люди добровольцами уходили на фронт, они тоже оставляли свои семьи, но делали это для того, чтобы спасти их и всех других. Сейчас многие врачи поступают подобным образом: дома у них свои семьи, дети, но они, рискуя собой, работают сутками, спасая больных ковидом. И апостолы шли за Христом, чтобы спасать других людей от духовной смерти, мрака и пустоты жизни. Разве не бесценно спасти хотя бы одного погибающего человека? А тысячи?
Поэтому, конечно, нужно ценить всё, что мы имеем, в первую очередь своих близких, но превыше всего должна быть любовь Христова. Тогда и отношения с людьми будут настоящими, и сама жизнь будет настоящей, и мы не будем в ней балластом. А если в этой земной жизни мы сможем принести пользу людям, то, конечно, получим и вечную жизнь с Господом! Аминь.