Из книги протоиерея Николая Иванова «И сказал Бог. Библейская онтология и библейская антропология»
Христос нигде не упоминает ни о древе жизни, ни о древе познания добра и зла, ни о грехопадении прародителей. Это уже говорит о том, что для Него древние библейские тексты были ясны не «по букве», а по их внутреннему смыслу.
Начнем с «буквы». В Книгах Ветхого Завета слово дерево иногда употреблялось в смысле образа жизни (Иов.19:10; 24:20; Пс.1:3; Притч.3:18; Иер.17:8;48:6; Иез.17:24;31:5–9; Дан.4:7–11).
В Новом Завете, Иоанн Предтеча, обличая грешников за бездушие и формализм, сравнивал их с деревом, при корне которого уже лежит секира (Лк.3:9).
Иисус Христос, в Своих притчах, также часто сравнивал грешников с деревьями, не приносящими никакого плода. «Всякое дерево познается по плоду» (Лк.6:44). То же и в притче о смоковнице (Лк.13:6–9). Но все это только лишь образы и сравнения, но не символы. Понять символическое значение двух деревьев Книги Бытия можно только, если помнить уже известное нам из Ветхого Завета учение Моисея (Втор.30:15,19) о двух путях жизни, о которых постоянно учил и Господь.
Господь был послан на Землю от Отца Небесного, чтобы спасти падшего человека и вернуть его к вечной жизни. Поэтому Его образ жизни должен был послужить образцом для всех, стремящихся войти в вечную жизнь. А путь Его жизни нам известен. Это великий и ни с чем несравнимый подвиг любви и смирения, закончившийся крестной смертью. Подвиг этот был настолько велик, что Своею смертию Христос разрушил в Себе Самом силу смерти: смерти уже невозможно было удержать Его (Деян.2:24). Он смертию смерть попрал и тем самым открыл всем уверовавшим в Него и следующим за Ним тем же путем двери жизни вечной.
Такова глубокая связь уже не «по букве», а по духу и смыслу между древним символом древа жизни и учением Христа о вечной жизни. Православная Церковь, в своем богослужении, всегда связывает древо жизни с Древом Крестным, на котором был распят Господь.
В общем и целом все Евангелие Христово было обращено к тому, чтобы научить человека спасительному пути и вечной жизни. В своих речах, обращаясь к народу, Он говорил: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16:24–25; Мф.10:38–39; Лк.9:23–24; Ин.12:24–25). Итак, условием для вхождения в вечную жизнь может служить только крестный подвиг по образу и подобию того крестного подвига, который совершил Сам Христос.
В Апокалипсисе Иоанна Богослова говорится, как «Держащий семь звезд в деснице Своей и Ходящий посреди семи золотых светильников обращается к нему со словами: «Ангелу Ефесской церкви напиши… побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр.2:1,7). Об этом древе жизни говорится и в заключительных главах Апокалипсиса, когда Иоанн видит Новое Небо, и Новую Землю и святой город Иерусалим, сходящий от Бога с Неба.., и чистую реку воды жизни,., исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую стороны реки, древо жизни (Откр.22:1–2). Может ли натуральное дерево стоять по обе стороны реки? А ведь символ тот же самый, что и в Книге Бытия. Следовательно, и там говорится не о натуральном дереве.
Это и есть провозвестие о сходящем с Неба на Землю Царствии Божием, о том рае, куда Христос вводит раскаявшегося разбойника, то есть все уверовавшее в Него и отвратившееся от своих грехов человечество.
И древо жизни в этом раю дает плоды всегда и листья его – для исцеления народов (Откр.22:2).
И времени уже не будет.., и ночи не будет там, ибо вошедшие в него вошли в вечность (Откр.10:6;22:5).
Из книги протоиерея Николая Иванова «И сказал Бог… Библейская онтология и библейская антропология. Толкование первых глав книги Бытия (гл. 1-5)» с. 388-391. Клин. Издательство «Христианская жизнь», 2005 г.
Прочитать книгу прот. Николая Иванова «И сказал Бог…» полностью в электронном виде можно на нашем сайте по ссылке