Проповедь протоиерея Александра Союзова в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – время, когда в полном смысле начинается новый церковный год, хотя Церковное новолетие или начало индикта мы праздновали 14 сентября.
Повторяя эти слова – новолетие, начало индикта – мы часто не задумываемся об их изначальном смысле. Греческое и латинское слово «индикт» обозначает – установление нового размера ежегодного налога для подданных Римской империи. Налог разными императорами устанавливался на разный срок: на пятнадцать или пять лет и пересматривался по истечении этого времени. Но зачем это слово нам, православным христианам, и почему оно вошло в церковный обиход? Какое отношение оно имеет к празднику Рождества Пресвятой Богородицы?
Если вы помните, начало церковного индикта разделяет два богородичных праздника – Успение и Рождество Пресвятой Богородицы, и это те два события, которые являют нам пример подлинно христианской жизни.
Некоторые считают, что Богородице посвящено не так много праздников: Рождество, Введение во храм, Благовещение, Успение. Кто-то добавляет еще Сретение, но, несмотря на непосредственное участие Девы Марии, это все же праздник Господский. Всего четыре праздника, где на богослужении читается один и тот же отрывок из Евангелия от Луки, – мало?
Но если мы заглянем в календарь, то увидим, что каждую неделю есть праздники, посвященные Богородице – праздники чтимых икон Божией Матери. А чтимых икон Богородицы и не перечесть. Почему это так? Потому что Божия Матерь явила собой пример жизни христианской — жизни с Богом.
Так как же жить христианину? Очень просто – как белой вороне. «Но ведь все вокруг – серые, и вы, христиане, должны быть серыми». А мы, к сожалению, и сами выделяться не хотим: с одной стороны, желаем оставаться христианами, но с другой – не привлекать к себе внимания ни на работе, ни дома… Те же новости, те же сплетни, то же осуждение, и никакого стремления к вечной жизни.
Вчера перечитывал слова Григория Богослова, святого IV века, родители которого, а также брат и сестра, причислены к лику святых. Время было непростое, и вот цитата: «Залепи свои уши воском, чтобы туда не проникала нечистота», – та самая нечистота, которой мы с вами позволяем себя вымарывать, делать нас теми самыми серыми воронами.
Кто мешает нам быть похожими на Божью Матерь? Только мы сами со своими эмоциями. Страх, гнев, тревога, обида, тоска и отчаяние, которые показывают одно: отсутствие веры, отсутствие упования на Бога! Представьте, что хотя бы на один час вы заткнули уши, закрыли повязкой глаза, заклеили пластырем рот и остались наедине с собой. Сколько времени из этих шестидесяти минут вы пробудете с Богом? В лучшем случае, пять-семь. А всё остальное время будете «путешествовать», осуждать, «перемывать кости», обижаться, тревожиться и тосковать, но не радоваться тому, что у вас есть целый час для общения с Богом!
Это то, что отличает нас и наших современников от родителей Девы Марии, которые жили с Богом, несмотря на укоры окружающих. Ведь не родить наследника для человека традиционной иудейской культуры означало быть в немилости у Бога. У нас сейчас иначе: до определенного возраста многие радуются своей необременённости детьми. Но когда проходит время, часто понимают, что уже поздно. Раньше это было страшным проклятием: у отца Божией Матери священник не принял жертву, фактически, прогнал от алтаря со словами, что у него есть какой-то страшный нераскаянный грех, раз жена родить не может.
Иоаким и Анна знали, что нет на них такого греха, жили они в послушании Богу и не роптали, жили свято. Не было у них наших эмоций: страха, гнева, тревоги, обиды и тоски, лишь вера и упование на Бога!
Треть своих доходов они отдавали нищим, треть – храму, и только одну треть оставляли себе. Всё это мы прекрасно помним, но не знаем, как тяжело было им находиться в такой изоляции. Иоаким искренне принёс жертву Богу, а священник говорит ему: «Иди, ты – грешник. Твоя жертва Богу не нужна!».
Это тот самый пример жизни, который молитвами святых праведных Богоотец Иоакима и Анны был преподан Богородице, чтобы и Она прошла Свой нелегкий путь на земле в полном доверии Богу.
Представим себе: в три годика ребёнка отдают в школу-интернат (при храме), где Дева Мария живёт и воспитывается (хотя некоторые современные родители, возможно, обрадовались бы такой возможности). А затем, когда другим девицам пора замуж, Она даёт обет безбрачия!
Есть такое хорошее русское слово – «юродство», когда благочестие скрывается от всех, а поведение нарушает все установленные обществом социально-бытовые нормы. Не положено было тогда девицам так поступать. Да и позднее в монастырских правилах было закреплено, что девицы могут посвятить себя служению Богу по окончании репродуктивного возраста. Это сейчас у нас поломался изначальный уклад: в монастыри принимают и молодых людей, и девушек, а раньше всё было четко.
Время раздумий между Успением и Рождеством Божьей Матери для нас заканчивается. Есть еще неделя до Крестовоздвижения, когда Христос и Святая Церковь буквально призывают каждого христианина взять свой крест и следовать за Господом: вступить в новый церковный год, чтобы совершить приношение – не кесарю, а Богу принести себя самого.
Начало новолетия, Рождество Божьей Матери, Крестовоздвижение, а затем – Введение во храм Пресвятой Богородицы, это праздники которые настраивают нас на выполнение великого замысла Божьего о человеке — его обОжения. На кого мы будем равняться на этом пути? Сможем ли заклеить уши и уста, чтобы нечистоты не вливались и не исходили из нас или будем такими же серенькими воронами, как все? Пресвятая Богородица, помоги и спаси нас!