Автор: протоиерей Александр Союзов
В Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Лк. 7:11-16
Фото: pravoslavie.ru
Сегодня на литургии мы читали отрывок из Евангелия о воскрешении Иисусом Христом сына Наинской вдовы. Все его прекрасно знают и привыкли к нему: «Ну да, воскрешает».
Христос говорит о том, что если мы не станем как дети, то не войдём в Царствие Божие (см. Мф. 18:1-4). Это наше «Ну да, воскрешает, – но когда-то давно, не сейчас, не с нами , а сейчас – вон, сколько людей вокруг умирает, а Он не воскрешает!». Почему? Потому, что у нас с вами, к сожалению, нет той самой детской веры, о которой говорит Христос.
Кто общается с маленькими детьми, тот знает, насколько их легко обмануть, ведь взрослые для них – всё, взрослые для малышей почти боги. Поэтому совершенно невероятные вещи дети принимают за правду, за чистую монету. А взрослые этим пользуются и разыгрывают детей. Потом над ними смеются, и со временем дети теряют свою детскую веру, и перестают быть детьми.
Так и мы со временем перестали быть детьми. Да, мы христиане, да, мы пытаемся себя учить быть христианами. Но самое главное в жизни христианина – уметь ходить перед Богом, как говорится в Священном Писании про святых людей.
Ходить перед Богом – значит каждую минуту осознавать, что рядом Бог, и не пугаться, что я могу что-то не так сделать, а радоваться, что Он может мне помочь каждую минуту, а не только тогда, когда мне совсем плохо.
И это чудо, когда Христос воскресил отрока и передал его матери… Понятно, можно говорить, что исторически, для женщины того времени, и притом, женщины-вдовы, потерявшей единственного сына, это конец. Мы сейчас эмансипированы, никак не связаны с землей, имеем какой-то минимальный достаток, телевизор, интернет, (а больше нам ничего и не надо), – ну, и лукавому больше ничего не надо, потому что самое главное, чего он добивается от нас с вами – разъединения всех от всех. Каждый будь сам, каждый будь один. Я дам тебе минимальную ячейку в интернете, минимальную ячейку в муравейнике этом многоэтажном, чтобы ты не ходил по земле и никак не зависел от Бога. Потому что крестьянин, который живёт на земле, понимает: «Мороз – нет урожая, инфекция – нет скотины», и так далее. И он, крестьянин, постоянно обращается к Богу, чтобы Господь уберёг его жизнь, его быт.
А человек современный знает, что «Global Village» привезёт ему кукурузу и ананасы откуда угодно, зачем ему Бог? Ну вот, если только коронавирус…
Христос совершил чудо, и всех объял страх (Лк. 7:16). Почему? Потому что люди две тысячи лет назад жили так же, как живём мы – в своих повседневных, обыденных, порой далеко-далеко от Бога находящихся делах. Где-то там Бог есть, конечно – никто возражать не будет. Сейчас единицы «сумасшедших» людей, которые говорят, что Бога нет, даже светские, мирские, далеко нецерковные люди говорят: «Да-да, Бог есть, конечно». Но «Бог есть» и жить с Богом, есть муж и жить с мужем, есть жена и жить с ней, есть дети и жить с детьми – совершенно разные вещи!
Этот ужас был связан с тем, что – вот он, открылся вход в Царствие Божие. Мы ходим, знаем, что там где-то есть этот вход, и когда-то потом мы туда очень хотим войти, но сейчас мы здесь. А Бог-то пришёл зачем? Зачем пришёл Христос? Для того, чтобы явить Царствие Божие людям: «Вот он – Я. Не надо «потом», не надо никуда ходить, заходите, открыта дверь!» – нет, всех объял ужас. «Ну, как же так? У нас же там много всего. Мы сейчас оторвались по делам – похоронить этого отрока, попировать, потом должны вновь пойти по делам, а нам говорят: «Здесь и сейчас!»».
И вот, эта проблема, трагедия человека нашего и того времени в том, что у нас нет этой детскости, умения и даже желания научиться ходить перед Богом и жить с Ним. Очень часто мы всю свою христианскую жизнь сводим к каким-то правилам и всё. А Богу нужны не правила, Ему наши чистые сердца нужны, куда Он может войти, поселиться и жить с нами. Впустить Его туда или не впустить – зависит от нас. Аминь!