Image

Заступница Небесная

Автор: Г.Ю. Алексеев, иконописец

В русской православной традиции Пресвятая Богородица всегда особо почиталась верующими. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы, обозначив идею покровительства Божией Матери православным христианам. Отсюда и такое большое количество икон Богородицы. Духовный образ Матери Иисуса Христа стал очень близок верующим людям, потому так и любимы самые разные Её иконы. Через них Богородица многократно подавала Свою помощь бедствующим. Многие богородичные иконы называли по месту, где их особо почитали: Владимирская, Тихвинская, Иверская. Некоторые иконы называли эпитетами из церковных и библейских текстов, например из хвалебных песнопений – акафистов: «Неопалимая Купина», «Всех скорбящих Радость» и другие. Сегодня мы поговорим об иконографии и истории двух почитаемых богородичных икон: «Казанская» и «Всех скорбящих Радость».

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «КАЗАНСКАЯ»

Казанский образ Богоматери появился в русской иконографии в XVI веке как результат переработки иконографии Богородицы типа «Одигитрия», что в переводе означает «Путеводительница». Это поясное изображение Пресвятой Девы, держащей Богомладенца с левой стороны. Младенец Христос написан стоящим в строго фронтальной позе, но не в полный рост, а поколенно. Предание гласит, что сразу после завоевания Казани Иваном Грозным в 1579 году Богородица явилась девятилетней казанской девочке Матроне во сне и попросила откопать на пепелище дома Свою икону, спрятанную христианами еще при татарском владычестве. Образ выкопали из тайника и с почестями перенесли в храм. По месту своего чудесного явления икона и получила название.

Казанская икона очень тесно связана с историей России с момента ее обретения и до настоящего времени. Местонахождение подлинной Казанской иконы в настоящее время неизвестно, но сохранилось несколько древних списков. Один из самых известных находился в войске Минина и Пожарского, затем после победы над поляками для иконы был выстроен собор на Красной площади в Москве.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

Название иконы «Всех скорбящих Радость» произошло, скорее всего, от первых строк богородичной стихиры. Наибольшее распространение получили два вида богородичных икон с наименованием «Всех скорбящих Радость». Первый извод таких икон мы можем видеть в московском Преображенском храме на Ордынке, а также в Скорбященском храме г. Клина. В исторических документах сказано, что икона с таким названием была написана иконописцем Иваном Безминым в 1683 году. Одна из икон «Всех скорбящих Радость» находилась в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке. Там произошло чудо: Ефимия Петровна Панина исцелилась от тяжелого заболевания. Позже эта церковь была переименована в Скорбященскую. Сейчас в храме на Ордынке находится список с той чудотворной иконы.

Чаще всего изображается Богородица в полный рост, со скипетром в правой руке и с Младенцем в левой. Но известны образы, где Божия Матерь изображается с распростёртыми руками, без Богомладенца. Пресвятая Дева окружена припадающими к ней и молящимися христианами и посланными для утешения и удаления их скорбей ангелами. Они указывают на Царицу Небесную как на источник нескончаемой радости. Богородица может быть изображена в ризах царицы с венцом на голове или в обычном плаще и белом плате.

Другой извод получил распространение в XIX веке. Одна из таких икон «Всех скорбящих Радость» находилась в часовне при стеклянном заводе в Санкт­Петербурге. В 1888 году была сильная гроза и молния попала прямо в кружку для пожертвований, стоявшую рядом с иконой. 12 монеток достоинством в один грош прилипли к образу и так и остались на нем. От иконы стали происходить исцеления. С этого образа «с грошиками» в конце XIX – начале XX века стали делать списки, которые впоследствии распространились по всей России.


 

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Заступница Небесная — Клин православный