Автор: Елена Кислова
Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения гениального русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Юбилей отмечается под эгидой ЮНЕСКО. Достоевского читают и издают во всем мире. А в нашей стране до сих пор продолжаются споры: нужно ли изучать творчество Достоевского в школе?
Вспоминаю свое первое впечатление от прочтения «Преступления и наказания» в школе. Я любила читать и «проглатывала» много книг даже помимо школьной программы (наше поколение все же было читающим). Но я с трудом «пробиралась» через длинные монологи, бесконечные размышления и метания главного героя. Даже детективная сторона романа меня тогда «не зацепила». Но… я все же почувствовала, что писатель говорит о чем-то гораздо более важном, чем нам пытались объяснить в школе. Ведь слов: вера, покаяние, Евангелие, Христос – в словаре тогдашних педагогов не было. А без этого невозможно понять Достоевского и его героев. Для писателя Христос и Евангелие были самым главным в жизни. Уже в студенческие годы я открыла Достоевского заново.
Так стоит ли читать Достоевского сегодняшним подросткам? Мое мнение: стоит. Конечно, если мы хотим вырастить думающее поколение. И конечно, нужны учителя, которые смогут объяснить, заинтересовать, научить размышлять, задавать вопросы и искать ответы. Достоевский помогает «разбудить» не только ум, но что еще более ценно, «растормошить» сердце и душу. Нам сегодняшним, таким энергичным, целеустремленным, поглощающим гигабайты информации ежедневно, смотрящим на мир подчас с иронией и даже сарказмом, так не хватает тишины, глубины, и немного сентиментальности (сентиментальность простыми словами – это способность человека тонко чувствовать положительные и отрицательные эмоции, глубоко эмоционально оценивать события, поступки других людей. Сентиментальность, чувствительность, сострадание – все эти понятия схожи между собой). Так что я «за» Достоевского в школьной программе.