Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 21-ю по Пятидесятнице.
Гал. 2:16-21
Дорогие братья и сестры, давайте вместе порассуждаем над тем, что нам предлагает сегодня к прочтению Церковь. Возьмём одну мысль из Послания к Галатам апостола Павла, которая требует некоторого рассуждения: делами закона не оправдается никакая плоть (Гал.2:16).
Наиболее важно для нас определиться с понятиями «оправдание» и «дела закона». Слово «оправдание» на языке Нового Завета и апостольских Посланий ни в коем случае не звучит как доказательство своей невиновности, Церковь никогда не давала ему смысловую нагрузку в смысле какого-то юридического процесса или терминов из юриспруденции. Это слово славянское, и если мы посмотрим на оригинал, то увидим, что оно происходит от слова «правда» – это есть то, что приобщает нас к правде, праведности. «Оправдание» – максимальное приближение к источнику правды. Это очень важно понимать.
В словосочетании «дела закона» нас также не должно смущать слово «закон». Мы всё-таки говорим о древнееврейском обществе, это вполне замкнутая диаспора, где действуют свои культурные и религиозные законы, которые принято называть некими постановлениями – заповедями, данными Богом для того, чтобы оградить человека от возможных падений. Мы помним, что заповеди даются в отрицательной трактовке, и начинаются с частицы «не».
Например, «Не убий». Почему нельзя убивать? Не только по той причине, что этим действием я нанесу вред другому человеку, но и потому, что изменив в себе единожды что-то важное, я сам навсегда останусь духовным калекой. И эта закономерность касается всех данных Богом заповедей!
Таким образом, если мы пристально посмотрим на этот закон, то сможем понять, что он является мерилом того, насколько глубоко человек пал. И степень ошибок определяется глубиной раны, которую он себе этим нанёс. Однако, мы видим на страницах Евангелия, что внешнее исполнение закона или то, что мы называем «дресс-кодом поведения», уже вполне отделимо от источника правды. Элита еврейского общества состояла из умников, религиозных фанатиков – усердных исполнителей закона (и это действительно так), которые чаще всего уже не нуждались в живой связи с Богом. Это очень печально, и даже из уст Самого Христа мы слышим обличительные притчи в их адрес.
Апостол Павел сегодня, напоминая, что делами закона не оправдается никакая плоть, касается именно этой темы. Получается, что если я ищу связи с Богом (слово «религия» происходит от лат. religare – восстановление связи), значит, она нужна мне, как пуповина, которая связывает мать и дитя, или верёвка, соединяющая провалившегося в пропасть с тем, кто должен его вытащить, или тот шланг, связывающий водолаза с теми, кто на борту корабля подаёт воздух! Конечно, если я не стремлюсь к вечной жизни, без которой может прожить любое млекопитающее, эта связь мне не нужна и потребности в религии у меня нет. Но, если я поставил перед собой цель преодолеть смерть, для меня становится важным максимальное приближение к Источнику святости – к Тому, Кто даёт мне эту жизнь вечную.
А если я ошибся? Ведь я могу ошибиться критически, и тогда моя религиозная жизнь незаметно станет чисто внешним явлением – своеобразным собиранием лайков и бонусов в свою пользу. Получается, что любое дело, которое не связано с Источником вечности, служит мне и только мне, но никак не этой вечности. Апостол Павел так и говорил: и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). То есть , если я по настоящему нуждаюсь в бессмертии, для меня «оправдание», как соединение с Источником правды, несёт качественные изменения моей жизни: всё, что я делаю в этой жизни, я делаю не просто для себя, а для Бога, потому что жизнь со Христом и во Христе и я вляется тем самым источником вечности.
Если я в чём-то очень серьёзно запутался, перепутал цель своего существования или цель как соединение с Богом под названием «религия», это может принести мне обратный результат. Начиная служить, я окажусь во аде замкнутого эгоизма, а если свяжусь с силами, дающими быстрый эффектный результат, но на время, то может случиться то, что случилось с сегодняшним бесноватым из евангельского чтения и так далее, ошибиться можно очень критически. Поэтому обновлённая жизнь во Христе или «оправдание» во Христе несёт очень качественную жизнь, где не я живу, но оживёт во мне Христос, и где дела являются результатом того, как я переболел Евангелием. Аминь.