Автор: протоиерей Борис Балашов
Наступило время Рождественского поста, который иногда называется Филипповым, потому что именно после дня памяти апостола Филиппа начинается этот подготовительный пост к Рождеству.
Первую седмицу поста в храме будут звучать песнопения по Октоиху 6-го гласа. Рассмотрим текст стихиры на стиховне, одной из воскресных стихир вечерни. Мы постоянно обращаемся к богослужебным текстам, потому что слышим в них голос Церкви, который открывает нам суть нашего вероучения и спасения – зачем приходит Христос, что это даёт нам и многое другое. Прочитаем её в русском переводе:
Христос, желая восстановить нас от древнего тления, пригвождается ко кресту и полагается во гробе. Жёны-мироносицы, со слезами ища Его, рыдали и говорили: «увы, Спаситель всех! как Ты благоволил вселиться во гроб? если Ты вселился добровольно, то каким образом украли Тебя? каким образом перенесли Тебя в другое место? какое место скрыло Твое живоносное тело? но явись (нам), Владыко, как обещался, и положи конец нашему слезному рыданию». Когда они рыдали, Ангел воскликнул им: удержитесь от плача и возвестите Апостолам, что воскрес Господь, даруя миру очищение (от грехов) и великую милость.
Тление – повреждение человеческой природы, которое произошло на заре нашей истории в результате грехопадения наших прародителей. Абсолютно не обоснованы католические и протестантские взгляды на первородный грех, что якобы мы несём ответственность за поступки первых людей. Нет, мы никакой ответственности не несём, просто имеем последствия их грехопадения. Исказилась человеческая природа, а мы её наследовали, потому и в душе у нас нелады – нам проще ссориться и делать зло, чем мириться, делать добро, любить. И наша телесная природа искажена: болезни преследуют нас от рождения, и жизнь заканчивается смертью, которая тоже является следствием грехопадения, ведь Бог её не творил. Христос приходит, чтобы каждый человек, который поверит Ему и захочет принять плоды Крестной жертвы и Его Воскресения, приобрел великий дар восстановления своей природы в первоначальном состоянии, в котором был создан Богом духовно и телесно. Это совершается подвигом ответа нашей любви на любовь Божию. Поэтому, когда мы говорим тление, то имеем ввиду поврежденность человеческой природы, как результат грехопадения – отчуждения от Творца.
Во гробе – в гробовой пещере, в которой, согласно иудейским традициям, положили мёртвое тело Христа.
Как Ты благоволил вселиться во гроб? если Ты вселился добровольно, то каким образом украли Тебя? каким образом перенесли Тебя в другое место? какое место скрыло Твое живоносное тело?
Благоволил вселиться во гроб – то есть принял Крестную смерть по своей воле.
Женщины-мироносицы недоумевают. Они пришли в пещеру, пелены лежат, а тела внутри них нет. И ещё парадокс: невозможно было снять пелены, они прочно приклеивались к телу, поскольку тело смазывали специальными ароматами. Но когда они рыдали, явился ангел и сказал им, что воскрес Господь, даруя миру очищение (от грехов) и великую милость.
Поэтому, когда люди спрашивают, от чего же спасает нас Христос, ведь мы по-прежнему болеем и умираем, нужно вспомнить, что Христос даёт нам семя вечной жизни, как-бы вакцину бессмертия. Наша душа в единении, в живой связи с Ним, в подвиге любви преображается, очищается, освящается, становится способной войти в жизнь вечную, освободиться от власти греха и смерти!
А если душа преобразилась, воскреснет для вечной жизни и тело. Не так, как воскрешал Христос людей во время Своей земной жизни – они лишь на какое-то время получали отсрочку от смерти, а затем их ждала общая участь. И Он Сам Воскрес для бессмертия и вечной жизни, и мы воскреснем таким же образом, если будем Ему верны – воскреснем, чтобы и душой, и телом жить вместе в вечной радости в мире, где нет греха и зла. Аминь.