В Неделю 28-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством, святых отец
Мф.1:1–25
Каждый год в воскресенье перед Рождеством мы вспоминаем предков Иисуса Христа. Этот день в церковном календаре называется воскресеньем святых отец. Часто возникает вопрос: зачем мы читаем этот длинный список имен в родословии Христа, которое приводит евангелист Матфей, и что это нам даёт?
Евангелие – не обычная книга, а боговдохновенная, там нет ничего незначащего, случайного, но степень её восприятия – дело очень индивидуальное. Во-первых, Евангелие от Матфея было написано примерно две тысячи лет назад, изначально – на арамейском языке (разговорном языке евреев) и было обращено к христианам из евреев. Поэтому использованные там образы и символы, столь близкие евреям того времени, нам бывают понятны далеко не всегда. А вторая трудность состоит в том, что очень непросто перевести на русский язык многие слова, которые тогда использовались.
Мы читаем: Авраам родил Исаака (Мф.1:2) – и сразу возникает вопрос: «А как это понять?». Переводчикам не удалось подобрать точное слово, и корректнее было бы сказать «породил», т. е. дал человеку жизнь (так из школьной программы мы помним слова Тараса Бульбы из одноименного произведения Гоголя: «Я тебя породил, я тебя и убью…»).
Евангелист Матфей называет имена не всех предков Христа (это для евреев тоже было очевидно) и делает это умышленно. Матфей начинает родословие с праотца Авраама, который был человеком, удивительно преданным Богу. Часто мы с вами Евангелие целуем, а тому, что Христос нам говорит, верим не особенно и поэтому не считаем нужным исполнять, а Авраам имел глубокую истинную веру как величайшее доверие Богу.
Господь обещал Аврааму многочисленное потомство и дал ему и его жене Сарре сына уже в глубокой старости, но годы ожидания наследника не ослабили веру праведника! Сын Исаак рос, и когда он достиг лет двенадцати-тринадцати, Господь повелел Аврааму принести его в жертву всесожжения и Авраам с огромной болью решил это сделать.
Они поднялись на гору, и, хотя сын уже был явно сильнее дряхлеющего отца (Аврааму было более ста лет), Исаак позволил связать себя и возложить на жертвенник (т. е. сделал это добровольно). Однако, когда Авраам уже занёс нож, ангел остановил его. В жертву был принесён ягнёнок, которого Авраам увидел в кустах неподалёку, и это стало прообразом Жертвы Христовой за всех людей.
С другой стороны, Исаак, который не противился воле отца и был готов принять смерть, если на то есть воля Божья, тоже стал прообразом Иисуса Христа, добровольно отдающего Себя за жизнь других.
Но почему Авраам поверил Богу? Сначала ведь Он обещал произвести от Авраама великий народ (см. Быт. 12:2), а теперь велит принести в жертву единственного сына. Разве это не абсурд? Апостол Павел объясняет это верой Авраама в то, что слово Бога не может быть отменено, и, раз Господь просит принести такую жертву, значит, Он может и сына его воскресить! Вера Авраама нисколько не поколебалась, поэтому именно от Авраама и Исаака евангелист Матфей через множество людей ведёт линию родословия ко Христу.
Три раза упоминается в родословии четырнадцать родов (Мф. 1:17), это тоже символично. Семь – священное число в Ветхом Завете, оно соответствует числу дней творения. И если число «семь» символизирует полноту творения мира, то дважды по семь, умноженное на три, – всю полноту времен, которая исполнилась, когда Бог пришел в мир и стал Человеком.
Говоря о символике числа «четырнадцать», нужно вспомнить, что в древности цифры изображались по-разному. Всем известны латинские цифры, а у евреев, греков, да и на Руси, цифры изображались буквами.
Царю и пророку Давиду было обещано, что из его потомства произойдет Спаситель мира. Число 14 – это гематрия, численное значение имени Давид. Следовательно Матфей использует символический счет, как бы трижды повторяя: Давид–Давид–Давид. Иисус Христос есть потомок – Сын Давида.
Поясним на примере, что такое гематрия. Возьмём, например, слово «мама»: в нём две буквы «м» и две буквы «а». Подставив числовые значения, как это было у славян и греков, получим «м» – 40, «а» – 1. Итого: 40х2+1х2= 82, это и есть числовое обозначение слова «мама».
Есть ещё одна особенность в Евангелии от Матфея, связанная с родословием Иисуса Христа. В древнем мире, как и у нас, родословия велись исключительно по мужской линии (как мы знаем, в русском языке употребляется термин «отчество», а не «матчество»). Но в данном случае мы видим, что туда как бы вклиниваются четыре женских имени.
Может, это имена великих праведниц? Ничего подобного! Среди них есть явные грешницы и представительницы другой национальности, не еврейки: Руфь была язычницей, моавитянкой, Фамарь тоже была язычницей, а Раав – не только язычницей, но и блудницей. Вирсавия, «бывшая за Урией», была хоть и еврейкой, но выходя замуж должна была принять веру мужа, который был этническим хеттом. Кроме того, она совершила смертный грех, вступив при живом муже в незаконную связь.
И эти люди, язычники и грешники, являются предками Христа Спасителя! Матфей вводит их в эту родословную не случайно, показывая, что Христос никем не гнушается – ни язычниками, ни грешниками, а всех их приходит спасти! Не зная Ветхого Завета, мы часто не понимаем этих простых вещей, а для евреев это было очевидно.
Далее читаем, что Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус (Мф. 1:24-25). Наконец – наконец-то завершается вся история израильского народа и Ветхого Завета, которая вела к воплощению Бога, потому что Бог стал Человеком! Начинается новый этап в жизни мира, когда Бог пришёл к людям. С теми, кто готов Его принять, Он будет отныне и в этой жизни, и за её пределами.
Ранее в евангельском тексте мы читали: Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Мф. 1:23). У Христа никогда не было такого имени, но это имя говорит о том, Кем является этот Человек и обозначает оно: «С нами Бог». То есть Рождается Тот, в Ком соединяются две природы – божественная и человеческая (эту истину мы исповедуем каждый раз, совершая крестное знамение и складывая два пальца вместе).
Эти две природы соединились вместе для того, чтобы мы с Богом соединились! Чтобы мы вместе с Ним преодолели в себе грех, духовно обновились и воскресли, чтоб мы соединились с Ним уже здесь, чтобы уже в земной жизни совершился замысел Божий о человеке, которого Он сотворил по образу Своему и поставил ему цель уподобиться Своему Творцу.
Это очень важные мысли, которые часто ускользают от нашего понимания, когда мы чисто механически прочитываем родословие Иисуса Христа.
И вот наступает Рождество, теперь – «С нами Бог»! Мы встречаем Того, Кто умер за нас и Воскрес, чтобы ценой Своей жизни дать плоды Воскресения нам, чтобы мы могли духовно преобразиться и воскреснуть душой и телом. Молитва, чтение Священного Писания, исполнение воли Божьей и, конечно же, Причащение помогают нам идти к тому предназначению, которое нам заповедал Господь – обожиться, соединиться с Ним и вместе войти в жизнь вечную. Аминь.