Автор: протоиерей Борис Балашов
В праздник Сретения Господня
Лк. 2:22-40
Мы сегодня празднуем Сретение Господне. Сретение – славянское слово, которое в переводе на наш современный язык обозначает «встреча».
Во-первых, это встреча Ветхого и Нового Заветов: Ветхий завершается, Новый начинается. Весь Ветхий Завет вёл ко Христу, и вот Спаситель родился. Иисус Христос – Тот, Кто сотворил мир, Всемогущий Бог Вседержитель, Который открывался пророку Даниилу как Ветхий денми (то есть «Ветхий днями», Тот, чьи дни неисчислимы), – теперь беспомощный Младенец, Которого приносят в храм.
В богослужении Сретения проходит такая мысль: с одной стороны, праведный Симеон благословляет Младенца, принимая Его на руки, но с другой – Сам Младенец благословляет старца: это же Бог!
Почему Дева Мария с Иосифом принесли Младенца в храм на сороковой день? В богослужебных текстах говорится, что Тот, Кто сотворил мир и дал Ветхозаветный закон еврейскому народу, Сам подчиняется этому религиозному закону, входя в этот народ, чтобы показать нам важность исполнения духовных законов и традиций. Иисуса приносят в храм для посвящения Богу. Но зачем посвящать Богу Того, Кто Сам есть Бог?
В древности, примерно за полтора тысячелетия до этого события (хронология несколько разнится), Господь вывел евреев из египетского рабства. Однако, несмотря на знамения, которые давал им Господь, египтяне никак не хотели отпускать дармовых работников. Последнее из знамений было ужасным: за одну ночь у египтян умерли все первенцы мужского пола (и дети, и домашний скот), а у евреев – нет. Евреям Бог перед этим повелел совершить жертвоприношение: каждой семье – принести в жертву ягнёнка, мясо вкусить в эту же ночь как святыню, а кровью окропить перекладины окон и косяки дверей, чтобы ангел-губитель не коснулся тех, кто защищён кровью жертвенного ягнёнка.
Это прообраз и нашего Причащения Тела и Крови Христовых – мы тоже принимаем Тело и Кровь Агнца, закланного за грехи мира. И как же важно для нас искренне, серьёзно причащаться, сродняться со Христом, соединяться с Ним через нашу веру, богоугодную жизнь и, конечно же, в Евхаристии, установленной Господом во время Тайной Вечери накануне Своей Крестной смерти.
В Ветхом Завете было заповедано в воспоминание спасения еврейских детей посвящать первенцев-мальчиков на служение в храме, однако впоследствии такой закон был отменён: эту роль стали выполнять потомки Левия – левиты. Но обряд сохранился, и поэтому на сороковой день матери приносили детей в храм, и священник, молясь, возносил дитя над жертвенником, посвящая его Богу, а потом возвращал матери.
Иерусалимский храм был огромен, в его дворе была определённая территория (двор женщин), где, по-видимому, и происходил обряд посвящения первенцев. Помимо Марии с Иосифом, здесь было много людей. Но Господь в этот день призвал сюда тех, кого Он счёл наиболее достойными – двух человек, которые много лет жили добродетельно с глубокой верой Богу: Симеона и Анну.
Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева (то есть ожидающий пришествия Спасителя); и Дух Святый был на нем. Это слова Самого Бога о старце: разве выше можно сказать о человеке? Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня (см. Лк. 2:25-26).
Если бы мы были на месте этого старца, то, наверное, думали: «Господи, пока не приходи, дай пожить ещё немного…», а Симеон рассуждал иначе. Конечно, он любил жизнь, которую дал ему Господь, но мечтал увидеть Спасителя и умереть с радостью, потому что смерть для него теперь становилась не концом, а путём к бессмертию.
В чём нужно видеть смысл жизни? Разве в том, чтобы стать пищей для червей? Нет, смыслом жизни может быть только жизнь вечная, и старец Симеон интуитивно это чувствовал.
Симеон и старица Анна сердцем ощутили призыв прийти в храм, но здесь всё было как обычно: священник совершал обряды, кто-то принёс детей, кто-то молился. Но они почувствовали что-то особое: своими чуткими сердцами они уловили, что в храм, посвящённый Богу, сегодня пришёл Сам Бог!
Внешне ничего грандиозного не происходило, но их духовное внимание привлекла женщина с ребёнком на руках, и этот ребёнок, как магнит, притягивал их. В жизни часто так бывает: сначала приходит опыт, а потом осмысление. Симеон, подойдя, взял ребёнка на руки, и из его уст излилась удивительная молитва: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2:29-31).
Он теперь был готов умереть с радостью, потому что увидел своё спасение. Евреи считали другие народы презренными, а старец Симеон говорит о том, что Господь всем уготовал спасение, и это может быть только Божьим откровением, ведь сам Симеон не мог, конечно же, к этому прийти.
Свет к просвещению язычников… О каких язычниках здесь идёт речь? И о древних язычниках, со всех сторон окружавших евреев, и о нынешних – неверующих или верящих в своих вымышленных богов, считающих, что «бог только в душе» (вопрос в том, о каком боге они говорят), и так же находящихся в плену суеверий, что вообще является предательством Христа. Язычество с христианством несовместимо, но те люди из язычников, которые откликнутся на любовь Христову, могут обрести спасение.
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем (Лк. 2:33). Конечно, для Иосифа и Марии не до конца были понятны эти слова. Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (см. Лк. 2:33–35). В предмет пререканий – эти слова о том, что не все евреи приняли Христа: большинство отвергли Его, в общем, как и сейчас. Но те, что приняли, обрели новую жизнь для себя уже здесь, на земле. А кто-то откладывает «до пенсии» – как будто будущее находится в нашей власти! «Потом», «авось», «когда-нибудь» – у глупости путь широкий, это только умным тяжело узким путём идти.
И Тебе Самой оружие пройдет душу, – говорит старец Симеон Божьей Матери, а разве произошло как-то иначе? Когда Христос был осуждён на казнь, Его Мать стояла возле Креста. Она знала, что Он невинно умирает за людей, которые издевались и смеялись над Ним.
Но дальше Симеон говорит то, что предположить и понять вообще было невозможно:Тебе… откроются помышления многих сердец. Этой молодой маме, которой 14-15 лет, откроются помышления сердец? Но посмотрите вокруг: сколько в храме икон Богородицы? А в других храмах? По сей день люди воцерковлённые и невоцерковлённые приходят к Ней и молятся, просят, изливают свою душу – пророчество старца Симеона сбывается ежеминутно.
Про старицу Анну в Евангелии сказано больше, чем про Симеона. Во-первых, её называли пророчицей, значит, она исполняла в храме какое-то служение: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2:36–37).
Она пронесла верность рано умершему мужу через свою всю жизнь и не смогла разделить любовь ни с кем иным, всю себя посвятив Богу. Читая эти строки, невольно вспоминаешь образ блаженной Ксении Петербургской.
Есть предположение, что Анна была одной из тех женщин, которые учили вере девочек, в том числе тех, которые жили при храме.
Словане отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь, указывают на истинный смысл поста как на усиленное исполнение воли Божьей, и результат такого поста – она Христа узнала! Телесный пост без борьбы за чистоту своей души и её очищение от страстей есть практически в любой религии – и в индуизме, и в исламе. Соединение же духовных и телесных усилий свойственно только христианству, и здесь великолепный тому пример.
Она славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2: 38). То есть говорила не всем подряд (это было очень опасно), а только тем, кто подлинно искал Бога и хотел быть с Ним. Находясь при храме, Анна, конечно же, понимала, кому можно сказать об этом.
Мы тоже читаем Евангелие, осмысляем, по статистике у нас вообще всё замечательно – 75-80% христиан, а где они? Увы, только немногие идут за Христом, а остальные – лишь святой воды набрать, яйца освятить, ну и на похороны… Но этим людям можно только посочувствовать, ведь они на самом деле несчастны.
Как трудно быть христианином, – говорят порой. Не спорю, но гораздо труднее им не быть! Никому ты тогда не нужен, впереди ожидают сплошные потери – сил, здоровья, близких, а потом и самой жизни. Спросите атеистов: какой они видят перспективу своей жизни?.. А христианин живёт, как цветок, который тянется к солнцу. Не для того, чтобы поникнуть, а чтобы дотянуться до Христа, Который примет его в жизнь вечную. Но начаться она должна уже здесь, в нашей земной жизни.
Сретение – это праздник, который напоминает нам о нашей встрече с Богом. Если она уже произошла и наша жизнь, наша вера плодотворны, нам будет светло и радостно со Христом и здесь, и за пределами земной жизни. Аминь.