Автор: протоиерей Борис Балашов
Православная Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим в воскресный день накануне Страстной недели. Страстная неделя называется так потому, что на ней вспоминаются страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа.
Праздник Входа Господня в Иерусалим является великим и двунадесятым. В южных странах христиане идут в этот день в храм с пальмовыми ветвями. В России, северной стране, пальмы не растут, поэтому возник обычай идти в храм с вербами, на ветвях которых почки распускаются раньше, чем у других деревьев. Благодаря этим вербам праздник получил еще одно название — Вербное воскресенье.
Православные христиане на всенощном бдении после чтения Евангелия прикладываются к иконе Входа Господня в Иерусалим. В руках у них ветви вербы. Верующий духовно участвует в событии встречи Христа, идущего на добровольные страдания.
В тропаре праздника говорится: «Общее воскресе́ние пре́жде Твоея́ стра́сти (страдания) уверя́я (показывая истинность), из ме́ртвых воздви́гл (воскресил) еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же, те́мже (поэтому) и мы, я́ко о́троцы (как дети) побе́ды зна́мения (то есть ветви, приносимые нами в храм) нося́ще, Тебе́, Победи́телю сме́рти, вопие́м (взываем): оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й (Идущий) во и́мя Госпо́дне».
Слово осанна означает спасение. Евреи употребляли его как восклицание, выражавшее радость в торжественных случаях, подобно нашему ура, поэтому осанна в вышних означает желание, чтобы крики радости и восторга были слышны не только здесь, на земле, но и в вышних — на небе, там, где Бог (см. Б. И. Гладков. Толкование Евангелия. С.-Петербург. 1913).
Второй тропарь праздника приведем в русском переводе: «Быв погребенными с Тобою в Крещении, Христе Боже наш, Твоим Воскресением мы сподобились бессмертной жизни и в песни восклицаем: “Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне”».
Давайте подумаем, что означают слова: «Быв погребенными с Тобою в Крещении… Твоим Воскресением мы сподобились бессмертной жизни».
Для христианина в Таинстве Крещения происходит рождение его для новой бессмертной жизни — жизни в тесной родственной связи с Творцом мира. В Крещении мы прежние, жившие только земной жизнью, умираем для греха и вечного страдания, погружаясь в крещальные воды — образ трехдневного пребывания Господа в гробовой пещере. Как Спаситель на третий день с Телом Воскрес для вечности из гроба, так и мы из купели выходим обновленными, получив начало бессмертной жизни.
Входя в Иерусалим, Господь знал, что Ему предстоят страдания и смерть на Кресте, но шел на это сознательно, чтобы разрушить силу ада, воскреснуть и всем даровать Воскресение.
В кондаке праздника говорится: «На престо́ле на небеси́, на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же, Ангелов хвале́ние и дете́й воспева́ние прия́л еси́, зову́щих Ти: Благослове́н еси́, Гряды́й Ада́ма воззва́ти».
Для лучшего понимания этих мыслей приведем русский перевод праздничного кондака: «Восседая на небесном престоле, шествуя по земле на молодом осле, Ты, Христе Боже, принял хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицающих Тебе: благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама».
Господь призывает к Себе в Небесное Царство в лице Адама, первого человека, всех людей, в том числе и нас.
Из книги протоиерея Бориса Балашова «Великие праздники» (Клин, издательство «Христианская жизнь», 2010 г., стр. 91–93).
Прочесть книгу полностью можно на нашем сайте по ссылке.
Эту и другие книги протоиерея Бориса Балашова для катехизации детей и взрослых можно приобрести в лавке Скорбященского храма г. Клина.