Автор: диакон Иоанн Иванов
В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших
У Бога нет лицеприятия. Слово «лицеприятие» означает, что Бог не смотрит на разность лиц, то есть для него все равны. Это очень обнадёживающие слова по отношению к тем, кто ещё Христа не встретил. Встретить Его можно и формально – ограничиться Крещением в детстве, но большинству из нас понятно, что эта Встреча на самом деле и является смыслом нашей жизни. Об этом смысле человек задумывается уже примерно 8000 лет и до сих пор не может понять: как же так получается, что данная ему свобода, к чему бы она не прикасалась, несёт только разрушение? Этот вопрос действительно мучает умное человечество. Давайте и мы немного помучаемся этим вопросом.
Если у Бога нет лицеприятия, это означает очень радостную новость: во-первых, каждый человек имеет возможность обрести эту Встречу, а во-вторых, Бог не будет вторгаться в эту удивительную зону человеческого выбора. Это радостно, потому что у человека таким образом появляется подлинная свобода, а не искусственная. Понятно, что, как и любой родитель заботится о том, чтобы его ребёнок был самым воспитанным: он начинает эту заботу с ограничения. Сначала они учат, чтобы руки не мешали, не тыкали в глазки, потом учат следить за тем, чтобы слова не обижали других людей, а потом – чтобы даже образ мыслей человека не соприкасался с территорией чужой свободы. Всему этому, конечно, учат человека родители, а Бог даёт человеку Божественный закон. Если Бог учит нас любви, то Он вправе сказать: «Ну, если ты мне подражаешь, покажи мне, где твои опыты. Я дал тебе возможность «экспериментировать» с семью миллиардами людей!»
Было бы глупо задавать этот вопрос ребёнку, который не имеет опыта любви. Бывают такие дети, и поэтому, когда такой человек, вырастая, наносит обиду или даже вред другому человеку, хочется попросить: «Покажите мне его учителей, – если родители не вложили в ребёнка любовь, то, конечно, у него нет этого опыта», и об этом прекрасно знает любящий нас Бог, заботящийся о каждом человеке, даже если у того нет пока начальной грамоты.
Однако, у каждого из нас есть подсказки, которые апостол Павел называет совестью. Вспомним наши интересные опыты внутри себя, когда, по слову апостола Павла, одна мысль что-то пытается доказать, другая – опровергнуть (см.Рим.2:15). Мы чувствуем, что даже в эту абсолютно интимную зону Бог не приходит с отмычкой для того, чтобы взломать нашу душу, давая нам право самим сделать выбор, потому что любит нас по-настоящему. И вот в этом выборе что-то рождается: иногда – не очень хорошее, а бывает, что и наоборот. Однако, если у человека есть подсказки, если закон Божественной любви нам уже известен и более того, мы практикуемся в этом, если встреча с Богом несёт этот опыт, всё это означает лишь одно: Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа (Рим.2:16).
О чём нам говорит Иисус Христос, если через Него осуществляется суд? «Возлюби ближнего» (Мф.22:34), «блаженны милостивые», «блаженны миротворцы» (Мф.5:7, 5:9), то есть подлинное счастье обретается добрым сердцем, которое живёт по заповеди любви Христовой, подражая Ему. Мы учимся этой заповеди, учимся быть совершенными. То есть, оказывается, вне зависимости от того, как бы сложен и формален ни был мир материальный, встреча со Христом – это не атрибут, это и есть нахождение смысла существования на земле; это и есть ответ на мучающий человечество вопрос: что делать мне с этой свободой, если я с ней не могу никак сладить? И поэтому Христос предлагает нам свою заботу о человеке совместить со своими «хотелками» – чего я хочу в этом мире. Это и есть рецепт, или, если хотите, формула абсолютного счастья. Ибо слово «блаженство» и означает полноценное счастье, и оно возможно только, если наш выбор совпадает с тем, что о нас думает Бог, чего я искренне желаю всем нам. Аминь.