Image

Преображение Господне

Автор: протоиерей Борис Балашов

Сегодня праздник Преображения Господня. Мы не раз читали об этом событии на страницах Евангелия, и для нас очень важно понять его духовный смысл.

Люди часто говорят: «А какой Он, Бог? Мы не знаем Его, нам сложно понять Его волю. Вот если бы понимали, может, жили бы иначе…»
Да, природа Бога непознаваема, но подобно тому, как два человека, познакомившись, стремятся познать друг друга в общении, так и мы можем пытаться понять Личность Бога в молитве, чтении Священного Писания Нового Завета. Когда мы с кем-то близки, то понимаем не только слова, но и мысли, и чувства этого человека. Это касается и наших отношений с Богом.

Бог нам открывается во Христе, Который Своими словами и делами являет волю Отца Небесного. Но есть и иная форма общения, когда мы можем входить в глубокие личные отношения с Богом: яркий пример этому мы видим в событии Преображения Господня.

Господь просиял перед Своими учениками: И преобразился пред ними, и лицо его засияло, как солнце, и одежда его была бела, как свет (Мф. 17:2). Слава, сияние Божества – это слова, говорящие о силе, энергии Бога, через которые Он открывается нам и становится познаваемым. На горе Фавор явилась сила и слава Божества.

Апостолам было настолько хорошо в сияющем свете, что они боялись умереть от удивительно сильного радостного состояния Божьего присутствия. Переполнявшая их радость была не похожа ни на какую земную радость: она была иного качества. Пётр, Иаков, Иоанн открыли для себя Бога таким, каким никогда ранее Его не видели. Подобные встречи-откровения бывают иногда и у людей.

Митрополит Сурожский Антоний рассказывал интересный факт своей биографии. Когда ему было лет пятнадцать, он впервые открыл Евангелие от Марка, чтобы убедиться, что ничего стоящего в этой книге нет и быть не может, и через некоторое время совершенно отчетливо, буквально физически ощутил, что напротив стоит Христос.

Такое ощущение нам даётся иногда во время молитвы, чтения Священного Писания, в таинствах или совершении добрых дел. На какие-то секунды или минуты Бог может нам открыться, если мы стараемся исполнять Его волю. Апостолы стремились понять и исполнять в своей жизни волю Небесного Отца, поэтому и смогли стать свидетелями Преображения Иисуса Христа.

Вспомним стихиру, которую мы пели на вечерне, и прочитаем её в переводе: На горе высокой преобразившись в присутствии верховных учеников, Ты славно просиял, Спаситель, показывая, что высотою добродетелей блистающие и Божественной славы удостоятся. Беседовавшие же со Христом Моисей и Илия открывали, что Он – над живыми и мертвыми владычествует, и Богом, в древности через закон и пророков вещавшим является, о Ком из светлого облака и свидетельствовал голос Отца, говорящий: «Послушайте Того, Кто Крестом пленит ад и мертвым дарует жизнь вечную!»

То есть те, кто блистает высотой добродетелей, удостоятся и видения Божественной славы – светлого и глубокого общения с Богом.

Моисей жил за двенадцать-пятнадцать веков до этого события, был погребён в пустыне, а Илия жил примерно за восемь веков и был живым взят в мир Небесный. Но на горе Фавор они находятся рядом со Христом и этим открывают, что Он есть Сын Божий, поскольку только Бог может владычествовать над живыми и мертвыми.

Христос и есть Тот Бог, Который в древности открывал Свою волю через Моисея, через закон и пророков. А теперь Он Сам приходит, чтобы открыть нам полноту возможного знания о Боге, чтобы мы могли с Ним соединиться, сродниться и освятиться Им.

О Нём свидетельствует и голос Бога Отца: Он указывает нам на Христа, чтобы мы впитывали Его слова. Не просто приходили послушать, что Он сказал, а жили этими словами. Тогда мы будем не просто что-то знать о Боге, а будем знать Его Самого – больше, чем можем знать близкого и любимого человека.

В событии Преображения Бог нам открывает Себя, освящает нас. И мы призваны Богом освящать весь мир своей молитвой и христианской жизнью.

В Церкви существует традиция в день этого праздника освящать плоды нового урожая. Принципиальное значение имеет для нас виноград, поскольку он символизирует собой Церковь Христову. Об этом Сам Господь говорит: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). То есть, во-первых, мы со Христом соединяемся в один духовно-телесный организм. А во-вторых, Христос даёт нам средство глубинного общения с Ним – Причастие. Из плодов виноградной лозы, которые мы сегодня освящаем, будет сделано новое вино, и с его помощью на Евхаристии мы будем соединяться со Христом в единое целое. Аминь.


 

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

Автор: Инга Филиппова» В новом выпуске программы «Дорога к храму» поговорим о православном школьном образовании. В Клинском округе…

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Автор: Инга Филиппова Продолжаем публикацию занятий во взрослой группе воскресной школы по курсу протоиерея Бориса Балашова «Изучение Священного…

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

Автор: протоиерей Евгений Мальков 4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из…

Сен 5, 2024
Преображение Господне — Клин православный