Автор: священник Димитрий Змыслинский
Со времен пророка Моисея Господь заповедал отделить сословие людей для служения Богу. Так появились священники. Они должны были учить народ исполнять заповеди Божьи, совершать богослужения и приносить жертвы Творцу в Его храме.
Господь объяснил Моисею не только каким образом и какие богослужения должны совершаться, но и как должны быть одеты служители в храме при исполнении своих обязанностей, какой у них должен быть цвет облачений.
После Крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа наступила эпоха Нового Завета. Завершилось служение ветхозаветного священства. После Сошествия Святого Духа появилось новозаветное священство. В первый век христианства во время богослужения апостолы использовали иудейские священные одежды, которые стали прообразами современных облачений (достаточно быстро вошедших в обиход Церкви). Так, Константинопольский патриарх Герман писал: «подризник священнический есть (сделан. – Прим. авт.) по образу Ааронова подира».
В нашей церковной традиции облачения могут быть разных цветов: белые, золотые, голубые, фиолетовые, пурпурные, красные, зеленые и черные.
Первые церковные облачения были белыми. В книге Откровения Иоанна Богослова написано, что верные Христу «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14). Внешний, материальный солнечный свет рассматривался Церковью как образ невещественного Божественного света. Золото благодаря своему блеску указывает в церковной символике на Божественный свет (это относится и к белому цвету). Золотой и белый означают сияние вечной жизни и чистоты. В Великую Субботу и на Пасху показывается слава Воскресшего Христа. На Рождество Христово, Богоявление и Преображение белый цвет указывает на Господский (т. е. в честь Господа нашего Иисуса Христа) праздник (бело-золотые или золотые облачения в храмах можно также увидеть от Рождества и до Богоявления). В дни поминовения усопших белый цвет говорит о смысле молитвословий, где испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми в селениях праведников, облеченных, согласно книге Откровения, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света. Белые облачения в праздники, посвященные бесплотным силам, символизируют ангельскую чистоту и святость. Белое может использоваться и в Лазареву субботу, и на Сретение Господне (данный праздник, хоть и является Господским, но имеет элементы и Богородичного праздника), а также в таинствах Крещения, Брака, Священства.
Золотой цвет в течение церковного года встречается чаще всего. Его можно назвать «царским» цветом – высокого достоинства: тем самым показывается, что Христос – Царь мира и Великий Архиерей. Желтый цвет, как и белый, противоположен черному, цвету тьмы, поэтому желтый или белый цвета указывают на сияние вечной жизни. Желтый цвет в богослужебной традиции появился позднее; изначально на Руси богослужебные облачения были белыми или пурпурными. Облачения желтого или золотого цвета надевают в воскресные дни, в Господские праздники, в дни памяти апостолов, святителей, благоверных князей и в будни.
Голубые и белые облачения используются в богородичные праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение Пресвятой Богородицы, в великие не двунадесятые богородичные праздники, например Покров Богородицы, и в дни почитаний икон Царицы Небесной. Эти цвета показывают высшую чистоту как телесную, так и духовную, и непорочность, указывая на православное учение: Богородица вместила Христа в Своей Пречистой утробе и осталась Девой. Голубой также ассоциируется с цветом неба, его красотой и чистотой.
Пурпурные облачения, как и белые, одними из первых стали употребляться при богослужении. Пурпурный цвет символизирует Крестные страдания Христа. Фиолетовый изначально использовался преимущественно в постные дни и в праздники, посвященные Кресту Господню. Сейчас чаще всего такие облачения надеваются в дни Великого поста по субботним и воскресным дням (устав великопостного богослужения в субботу и воскресенье смягчается).
Красный цвет символизирует кровь Христа, которую Он пролил за нас, и кровь мучеников, изливших ее за Господа и Его учение. Этот цвет позднее других был введен в употребление на Руси – только к XV веку. Красные облачения надевают в дни празднования Святой Пасхи до отдания праздника, а также в дни памяти мучеников.
Зеленый – цвет живых растений, символизирующий вечную жизнь Небесного Царства. Чаще всего мы его можем увидеть в день празднования преподобных, то есть святых, живших по-монашески, например прп. Сергия Радонежского. Этот цвет показывает, что монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом. Зеленый цвет используется также в дни таких двунадесятых праздников, как Вход Господень в Иерусалим и Пятидесятница. В день Входа Господня в Иерусалим иудеи зелеными пальмовыми ветками покрывали дорогу, кидая их под ноги Спасителя. Так и мы вербами или пальмовыми ветвями встречаем Христа, идущего на Крестную смерть. В день Пятидесятницы или Троицы зеленый цвет прославляет живительное действие Святого Духа, указывая на рождение Церкви.
Черный цвет символизирует наш настрой на Великий пост, когда всем предстоит задуматься о покаянии, постараться исправить свою жизнь через изменение своего сознания, пройти через искушения, воздержание и прийти к кульминации – Воскресению Христа. Мы видим на пасхальной службе всё ярким, в отличие от темных цветов на Страстной неделе или на Святой Четыредесятнице. Черный цвет привлекает внимание к контрасту между Великим постом и Светлым Христовым Воскресением и показывает, что мы справились, выдержали пост, постарались духовно вырасти и встретить Воскресшего Спасителя.
Постепенно палитра церковного облачения выстроилась, приняла свой современный вид, который мы и видим сейчас.
В каждом храме или монастыре могут существовать свои традиции, которые опираются на историю употребления цветов в богослужебных облачениях.
Цвета церковных облачений – это своеобразный язык, который говорит нам о смысле церковных праздников и воспоминаемых священных событиях.