Image

Символика цвета богослужебных облачений

Автор: священник Димитрий Змыслинский

Со времен пророка Моисея Господь заповедал отделить сословие людей для служения Богу. Так появились священники. Они должны были учить народ исполнять заповеди Божьи, совершать богослужения и приносить жертвы Творцу в Его храме.

Господь объяснил Моисею не только каким образом и какие богослужения должны совершаться, но и как должны быть одеты служители в храме при исполнении своих обязанностей, какой у них должен быть цвет облачений.

После Крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа наступила эпоха Нового Завета. Завершилось служение ветхозаветного священства. После Сошествия Святого Духа появилось новозаветное священство. В первый век христианства во время богослужения апостолы использовали иудейские священные одежды, которые стали прообразами современных облачений (достаточно быстро вошедших в обиход Церкви). Так, Константинопольский патриарх Герман писал: «подризник священнический есть (сделан. – Прим. авт.) по образу Ааронова подира».

В нашей церковной традиции облачения могут быть разных цветов: белые, золотые, голубые, фиолетовые, пурпурные, красные, зеленые и черные.

Первые церковные облачения были белыми. В книге Откровения Иоанна Богослова написано, что верные Христу «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14). Внешний, материальный солнечный свет рассматривался Церковью как образ невещественного Божественного света. Золото благодаря своему блеску указывает в церковной символике на Божественный свет (это относится и к белому цвету). Золотой и белый означают сияние вечной жизни и чистоты. В Великую Субботу и на Пасху показывается слава Воскресшего Христа. На Рождество Христово, Богоявление и Преображение белый цвет указывает на Господский (т. е. в честь Господа нашего Иисуса Христа) праздник (бело-золотые или золотые облачения в храмах можно также увидеть от Рождества и до Богоявления). В дни поминовения усопших белый цвет говорит о смысле молитвословий, где испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми в селениях праведников, облеченных, согласно книге Откровения, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света. Белые облачения в праздники, посвященные бесплотным силам, символизируют ангельскую чистоту и святость. Белое может использоваться и в Лазареву субботу, и на Сретение Господне (данный праздник, хоть и является Господским, но имеет элементы и Богородичного праздника), а также в таинствах Крещения, Брака, Священства.

Золотой цвет в течение церковного года встречается чаще всего. Его можно назвать «царским» цветом – высокого достоинства: тем самым показывается, что Христос – Царь мира и Великий Архиерей. Желтый цвет, как и белый, противоположен черному, цвету тьмы, поэтому желтый или белый цвета указывают на сияние вечной жизни. Желтый цвет в богослужебной традиции появился позднее; изначально на Руси богослужебные облачения были белыми или пурпурными. Облачения желтого или золотого цвета надевают в воскресные дни, в Господские праздники, в дни памяти апостолов, святителей, благоверных князей и в будни.

Голубые и белые облачения используются в богородичные праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение Пресвятой Богородицы, в великие не двунадесятые богородичные праздники, например Покров Богородицы, и в дни почитаний икон Царицы Небесной. Эти цвета показывают высшую чистоту как телесную, так и духовную, и непорочность, указывая на православное учение: Богородица вместила Христа в Своей Пречистой утробе и осталась Девой. Голубой также ассоциируется с цветом неба, его красотой и чистотой.

Пурпурные облачения, как и белые, одними из первых стали употребляться при богослужении. Пурпурный цвет символизирует Крестные страдания Христа. Фиолетовый изначально использовался преимущественно в постные дни и в праздники, посвященные Кресту Господню. Сейчас чаще всего такие облачения надеваются в дни Великого поста по субботним и воскресным дням (устав великопостного богослужения в субботу и воскресенье смягчается).

Красный цвет символизирует кровь Христа, которую Он пролил за нас, и кровь мучеников, изливших ее за Господа и Его учение. Этот цвет позднее других был введен в употребление на Руси – только к XV веку. Красные облачения надевают в дни празднования Святой Пасхи до отдания праздника, а также в дни памяти мучеников.

Зеленый – цвет живых растений, символизирующий вечную жизнь Небесного Царства. Чаще всего мы его можем увидеть в день празднования преподобных, то есть святых, живших по-монашески, например прп. Сергия Радонежского. Этот цвет показывает, что монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом. Зеленый цвет используется также в дни таких двунадесятых праздников, как Вход Господень в Иерусалим и Пятидесятница. В день Входа Господня в Иерусалим иудеи зелеными пальмовыми ветками покрывали дорогу, кидая их под ноги Спасителя. Так и мы вербами или пальмовыми ветвями встречаем Христа, идущего на Крестную смерть. В день Пятидесятницы или Троицы зеленый цвет прославляет живительное действие Святого Духа, указывая на рождение Церкви.

Черный цвет символизирует наш настрой на Великий пост, когда всем предстоит задуматься о покаянии, постараться исправить свою жизнь через изменение своего сознания, пройти через искушения, воздержание и прийти к кульминации – Воскресению Христа. Мы видим на пасхальной службе всё ярким, в отличие от темных цветов на Страстной неделе или на Святой Четыредесятнице. Черный цвет привлекает внимание к контрасту между Великим постом и Светлым Христовым Воскресением и показывает, что мы справились, выдержали пост, постарались духовно вырасти и встретить Воскресшего Спасителя.

Постепенно палитра церковного облачения выстроилась, приняла свой современный вид, который мы и видим сейчас.

В каждом храме или монастыре могут существовать свои традиции, которые опираются на историю употребления цветов в богослужебных облачениях.

Цвета церковных облачений – это своеобразный язык, который говорит нам о смысле церковных праздников и воспоминаемых священных событиях.


 

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Символика цвета богослужебных облачений — Клин православный