Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы.
Мы сегодня читали отрывок из Евангелия от Иоанна, где говорится об уверении апостола Фомы. Мы иногда его называем неверующим, но это не так. Давайте вникнем в слова очевидца событий – апостола Иоанна.
Христос Воскрес, однако ученики видели Его арест, знали, что Учителя пытали, могли видеть несение Креста на место казни, видели Иисуса Христа мертвым. А ведь они надеялись, что этот Иисус есть подлинный Христос, Божественный Посланник, пришедший открыть Царство Божье, которому не будет конца. И раз теперь Царь Божьего Царства мёртв, Его тело лежит в гробовой пещере, значит, Он не Христос, и всё то, что Он говорил, делал – неправда!? Все чудеса, исцеления, воскрешение мёртвых… Как это можно совместить?
Ученики были буквально раздавлены, уничтожены, для них оказалось совершенно невозможным в то время вспомнить слова Христа о Его грядущем Воскресении. Реальность была настолько чудовищной, что чувства их находились в полном раздрае: с одной стороны, они не могли не верить Христу, а с другой – если Христос – Мессия, то как Он мог умереть?
И даже потом, когда пришли женщины, говоря: «Христа нет во гробе, мы Его видели живым…», – в это было сложно поверить: чего только не привидится женщинам, особенно тогда, когда они так опечалены и мечтали о встрече с живым Господом!
Конечно, все ученики хотели, чтобы это было правдой и Учитель действительно Воскрес, как четверодневный Лазарь. Но ведь Лазаря воскресил Сам Христос, кто же Его может воскресить?
Услышав слова женщин-мироносиц, ученики пребывали в страхе, и вечером они собрались вместе в доме за плотно закрытыми дверями. Апостолы боялись ареста, хотя, по сути, бояться было нечего. По мысли духовных руководителей еврейского народа, организовавших убийство Христа, раз Предводитель мертв, Его последователи рассеяны и не представляют для общества никакой угрозы.
Сколько же раз за две тысячи лет после этих событий предпринимались и предпринимаются попытки уничтожить христианство, это не ново. Но вераво Христа не вмещается ни в какие рамки! Подумайте, если где-то человек свидетельствует о лжи, сколько он может продержаться? День, два, три? Год или два? А апостолы (не только двенадцать, но и все семьдесят) сорок лет свидетельствовали о Воскресении и Вознесении Христа. Сколько пыток они перенесли, почти все были убиты за веру, и никто не отрекся! Это возможно лишь тогда, когда люди не только свидетельствуют об истине, но и с этой Истиной находятся в живой связи, поэтому силы возвещать её не угасают, когда казалось бы, им уже неоткуда браться.
Но это в будущем, а сейчас они, собравшись за трапезой, рассуждали о словах жен-мироносиц: как возможно то, что кажется мечтой, выданной за реальность?
И именно тогда, когда они были так напуганы и прятались за семью замками, пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! (Ин. 20:26) Это больше, чем традиционное приветствие. – Господь действительно принёс мир, как особое благодатное состояние, которое может дать душе человека только Бог. Чтобы рассеять их сомнения, Он показал Свои руки и ноги, пронзенные гвоздями, пробитое копьём ребро. Господь делит с ними трапезу, вкушает пищу, чтобы ученики убедились, что перед ними их Учитель, и никто другой.
Конечно, они поверили, и не только потому, что увидели раны на теле Христа. Сказав мир вам, Господь умиротворил их души. Они ощутили эту внутреннюю перемену от Божьего присутствия. Как Лука и Клеопа, когда шли по дороге со Христом, не узнавая Его, ощущали близость Господа сердцем и вспоминали впоследствии об этом: не горело ли в нас сердце наше (см. Лк.24:13–32).
Когда к нам приближается благодать Божья – в молитве, чтении Евангелия, исполнении воли Божьей, Причастии – мы узнаем Христа сердцем, оно может ощущать присутствие Бога. Что несет верующему во Христа встреча с Ним? Конечно, громадную радость! Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! (Ин. 20:20–21) Но не только в том состояла радость, что Господь сейчас снова был с ними, а в том, что скоро они пойдут по миру возвещать Евангелие и Воскресение Христа, помогая и другим людям войти в эту радость, сродниться с Богом. Да, их ждут трудности и скорби, но эта радость всегда останется с ними и позволит довести до конца доверенное им Богом служение.
Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:21–23). Можно подумать, что речь здесь идет о каком-то произволе: кому захочу простить – тому прощу, и наоборот. Однако в этих строках Евангелия говорится об ином.
Все таинства, которые совершаются служителями Церкви, совершает Сам Христос, Которому никто указывать не может. Апостолы и христиане всех поколений принимают дар Духа Святого и призваны свидетельствовать о Христе не просто словами, пусть глубокими и богословски точными. Дух Святой, который живет в сердце христианина, должен проявляться, тогда этим словам будут верить. Когда с нами Бог, мы действуем по-Божьи, и Он действует вместе с нами, только тогда у нас что-то по-настоящему и получается.
Кто-то скажет, наверное, что апостолы жили очень давно, но Господь живет в Своей Церкви, и сама Церковь именуется апостольской. Христиане, члены этой Церкви Христовой, посланы нести в мир жизнь Христову и беречь ее в себе.
Однако те, кто не смог воспринять учение Христа и апостольскую проповедь, Духа Святого не получают и остаются вне вечной жизни Небесного Царства.
От каждого из нас зависит, чтобы слово Христово от нас было передано другим – через ту любовь и благодать, которые живут в нашем сердце. Очень важно, чтобы наши слова достигали сердец тех людей, с которыми мы общаемся – наших близких или почти не знакомых.
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус (Ин. 20:24). Это особенно подчеркивается в Евангелии. Почему? Фома был предан Христу никак не менее, если даже не более других учеников. Вспомним, когда Господь после смерти Лазаря решил возвращаться в Иудею, и апостолы боялись идти туда, поскольку Ему и Его последователям там могла угрожать смерть, Фома сказал ученикам: пойдём и мы умрём вместе с ним (см. Ин.11:16). То есть он был очень предан Христу, готов был пойти с Учителем даже на смерть.
Фома искренне уверовал в Евангелие Христово, именем Господа совершал чудеса, твердо стоял в истине. Но сейчас, после смерти Учителя, для него всё рухнуло. Он не был легковерным, и слухи не могли его убедить. Фоме необходимо было твердое основание для того, чтобы верить. Поэтому он сказал ученикам: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20:25).
Почему же Фома не поверил апостолам? Он видел их радость, но переживал происходящее более глубоко, понимая, что если Христос Воскрес, люди не могут оставаться такими же, как прежде. А глобальной перемены в учениках он не увидел. Фома не мог знать, что Сошествие Святого Духа во всей полноте будет через сорок дней, но интуитивно ощущал, что после Воскресения Христова мир должен стать иным!
Господь не упрекает его за такое устроение души. И когда спустя неделю апостолы, включая Фому, снова собрались вместе и беседовали, Он является снова.
Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Фома мог не только осязать раны Учителя, но и ощутил присутствие Христа всем своим существом, всем сердцем, поэтому, пав на колени, он исповедал Христа Богом.
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (см. Ин. 20:26–29) – то есть, придут еще многие поколения людей, которые никогда не увидят глазами, но смогут сродниться со Христом духовно, будут ощущать эту связь в своем сердце и соединяться с Ним в таинстве Причастия. Миллионы последователей станут Христу родными и близкими, обретут счастье жизни с Богом, и их жизни станут реальным свидетельством встречи с Ним! Евангелист Иоанн говорит, что невозможно было описать все события в одной книге. А на вопрос, зачем написано Евангелие, сам отвечает: дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин.20:31).
Это важно для нас, потому что для человека имеет значение не только та жизнь, которую дают родители, но и жизнь вечная, в общении с Богом и познании Его. Как говорит Сам Христос: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин.17:3). Это и есть подлинная жизнь, которая и земную жизнь делает полноценной, и открывает для нас бессмертие. Аминь. Христос Воскресе!