Image

О фильме «Вызов»

Автор: Юлия Павлюк

12 апреля 2023 года в России состоялась премьера фильма «Вызов» (реж. Клим Шипенко), который войдет в историю кинематографа как первый полнометражный фильм, снятый в космосе.

Кадр из к/ф «Вызов»

В кинотеатрах увидеть фильм можно было с 20 апреля, мы с семьей посмотрели его во время майских праздников. Фильм задумывался авторами как патриотический: в этом контексте говорят о подтверждении лидерства России в космической сфере, о возвращении у подростковой аудитории (снято для 12+) интереса к профессии космонавта (я бы добавила ещё и врача), и, в конце концов, о том, что наши женщины – «самые-самые» (самоотверженные, сильные, красивые).

Фильм вызвал множество отзывов, как положительных, так и отрицательных (главный вопрос, как правило: «На что такие деньги потрачены?»), хочу поделиться своими субъективными, ещё свежими впечатлениями.

По сюжету, космонавты во время выхода в открытый космос попадают под поток обломков аварийного спутника и один из них – Олег Богданов – получает серьёзную травму грудной клетки. Требуется хирургическое вмешательство, но о срочном возвращении на Землю приходится забыть, так как консилиум заключает, что в этом случае пострадавший наверняка умрёт от болевого шока во время перегрузки. Значит, операцию впервые придется делать в космосе, в условиях невесомости, а для этого необходим хирург.

Сложная многоуровневая процедура отбора кандидатов заканчивается неожиданным образом. Шесть из семи мужчин-хирургов по разным причинам испытания не проходят, а оставшийся – Владислав Николаев – уступает своё, в общем-то, желанное место женщине, которую ценит и любит.

На орбиту отправляется талантливый торакальный хирург Евгения Беляева, которая была приглашенным экспертом и занималась в Звёздном городке разработкой плана операции. Вместе с коллегами она невольно прошла и программу подготовки к полёту.

«Зачем люди стремятся в космос?» – спрашивает её Владислав. – «Потому что там они надеются найти ответы на те вопросы, на которые не находят на Земле…», – говорит Евгения.

Её жизнь полна забот, помимо работы, ей, одинокой матери, нужно заниматься воспитанием дочери-подростка и заботиться о здоровье пожилой мнительной мамы. Но главный мотив её жизни – боль от потери любимого мужа, которая уже десять лет её не оставляет, поскольку она чувствует и себя виновной в случившейся автокатастрофе. Поэтому полет в космос для Евгении – не только верность долгу, желание помочь космонавту, которого на земле ждут жена и шестилетняя дочка, но ещё и смутная надежда в экстремальных условиях понять смысл человеческой жизни, которая вот так непредсказуемо может оборваться в любой момент.

Очень ярко показана преданность Жени своему служению, способность сопереживать, это проявляется ещё на Земле, во время общения с Олегом по видеосвязи. На самом деле, именно поэтому среди кандидатов ей не могло быть равных: понять чужую боль и взять её на себя может только тот, кто сам многое в жизни перенёс.

Впоследствии, уже выполняя операцию на борту МКС, Евгения проявит и другое качество своего характера – настойчивость. Несмотря на приказ ЦУПа остановить операцию из-за невозможности её проведения в сложившихся обстоятельствах, она берет ответственность на себя и продолжает оперировать. Видимо здесь срабатывает духовный закон: готовность идти до конца и пострадать самой ради спасения жизни больного становится финальной точкой личной драмы – Женя оказывается способной отпустить прошлое, её душа обретает покой.

В фильме присутствует вертикаль «земная жизнь – небо», но тема вечной жизни, которая, казалось бы, могла зазвучать в полную силу, на мой взгляд, не раскрыта.

Когда Евгению отправляют на МКС с её непростой миссией, много повидавшие на своём веку боссы очень серьёзно говорят «С Богом!», и это звучит искренне. По контрасту, её дочь Маша, прощаясь, желает маме: «Ни пуха, ни пера».

Маша в этот момент переживает подростковый возраст и первую любовь, но мама, «живущая» на работе, пребывает в неведении относительно поведения и раннего взросления дочери, пока её не вызывают в школу. Этот и некоторые другие эпизоды показаны с юмором и по доброму, так что, показывать фильм детям или нет – дело индивидуальное.

В фильме довольно много сцен, где в деталях показано, как врачи оперируют. Одна семья по этой причине в самом начале просмотра вышла из зала. Но, в принципе, самые впечатлительные в этот момент могут закрыть глаза.

Фильм, конечно, вызывает интерес, потому что там присутствуют реальные, отснятые на борту МКС сцены (актриса и режиссёр находились в составе экипажа две недели). «Вызов» отмечен как замечательная операторская работа даже недоброжелателями. Действительно, фильм красивый. Впечатляет не только космос, но и люди. Например, когда многозаботливая уставшая Евгения, у которой во время съемок рабочих будней сознательно пытались выявить и подчеркнуть первые морщинки, на борту станции преображается и буквально расцветает (есть, правда, пара лишних моментов с публичным переодеванием и постоянно развевающимися волосами, но видно, не удержались…). Однако на первый план всё же выступает внутренняя красота героини и в целом человеческих отношений.

Сюжет фильма увлекает (хотя продолжительность немалая – 165 мин.). Кроме того, он может быть полезен как проживание вместе с героями опыта соучастия, сочувствия, настоящей деятельной любви и дружбы.

Но после просмотра мне вспомнился другой фильм – «Контакт» (1997 г., реж. Роберт Земекис) с Джоди Фостер в главной роли, который я смотрела давным-давно. Я тогда была далека от религии, может и не поняла всех нюансов сюжета, однако он сильно врезался в память.

Девочка Элеонор рано сиротеет и наследует от отца любовь к звездам. Посвятив жизнь науке, уже взрослая, она мечтает найти разумную жизнь в космосе и, наконец, обнаруживает зашифрованный сигнал. Несмотря на множество трудностей, Элеонор отправляется навстречу мечте в специальном аппарате. И, когда Контакт происходит (примечательно, что инопланетяне для общения с представительницей Земли избирают наиболее подходящую кандидатуру – она встречает в ином мире отца), Элеонор возвращается на Землю. По собственным подсчетам, она отсутствовала около 18-ти часов, но все записывающие устройства показывают только статический шум, а люди утверждают, что Элеонор вообще никуда не летала.

Власти и религиозные лидеры полагают, что проект был мистификацией, умело срежессированной спонсировавшим его миллионером, но Элеонор, которая вообще-то была атеисткой, сейчас, вопреки «железным» аргументам, чувствует всем сердцем, что произошедшее было в реальности и понимает, что есть вещи, которые фактами доказать невозможно, в них можно только поверить.

Фильмы во многом похожи: в основе лежит популяризация научных идей, интерес к космическим исследованиям, есть образ серьёзной главной героини со сложной жизненной историей и романтическая линия. Но всё же (цитирую источник – okko.tv – не дословно): «Земекису удалось остаться в списке наиболее достоверных научных фильмов и при этом снять историю о любви, смерти, существовании Бога», его фильм является «поиском ответа на самый важный вопрос человечества». Нужно ли ещё пояснять, почему «Контакт» стал частью мировой культуры и останется в памяти навсегда?

 


 

Последние новости

Христос раждается, славите!

Как добрый пастырь, оставив в горах девяносто девять овец, идет искать лишь одну овцу заблудшую, так Господу недостаточны…

Янв 7, 2025

Рождество Христово изменило ход человеческой истории. Почему это событие так значимо?

Этот Ребенок должен был принести радость, избавление от смерти, тленности и страстей всем людям, живущим на земле, и…

Янв 6, 2025

Новый приказ Минздрава по допуску священников в медицинские учреждения обсудили на онлайн-семинаре по больничному служению

Синодальный отдел по благотворительности и Правовое управление Московской Патриархии провели онлайн-семинар по больничному служению. В мероприятии приняли участие…

Янв 5, 2025

Паломничества: поездки и планы

В канун Рождества и Нового года принято подводить итоги года уходящего – каким он был, что удалось, что…

Янв 4, 2025
О фильме «Вызов» — Клин православный