Image

«Я есмь путь и истина, и жизнь…»

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне.

Беседа Христа с самарянкой. Монастырь Карея, Афон, XIII в.

Сегодня мы читали евангельское повествование о встрече Христа с самарянкой – женщиной, считавшейся по нравственным меркам того времени распутной.

Христос с учениками проходил через Самарию. И хотя самаряне и евреи были родственными народами, история и религия их разделили: вера самарян включала в себя как элементы богооткровенной религии, так и множество языческих суеверий.

Иисус остановился вблизи города Сихарь и,утрудившись от пути, сел у колодезяМы иногда ошибочно полагаем, что если Христос – Богочеловек, значит, Он никогда не уставал, но это не так, ведь Его человеческая природа подобна нашей во всем, кроме греха.

Это произошло около шестого часа (Ин.4:6), то есть около полудня, в самое жаркое время суток (время евреи считали от рассвета). В Святой земле воды всегда не хватало, а возле колодца земля напоена влагой, там образуется оазис, где в тени деревьев можно было отдохнуть.

Ходить за водой входило в обязанности женщин, для этого они, как правило, использовали глиняные сосуды. К источнику приходили обычно утром или вечером, когда жара несколько спадала, и, конечно же, встречаясь, общались, делились новостями, обсуждали их.

Но самарянка, с которой состоится беседа у Христа, отнюдь не стремилась в их общество, поскольку её поведение не было безупречным. Женщине «лёгкого поведения» от «подруг» досталось бы больше всех. Видимо, избегая этого, она приходила к колодцу в другое время, но в этот раз ошиблась – у колодца сидел какой-то иудей. Конечно, из Евангелия мы помним, что это был Иисус Христос.

Давайте поразмышляем, как происходит встреча человека с Богом. Мы часто думаем, что сами ищем Его, но на самом деле, это Бог нас ищет, Он старается устроить нашу встречу. Отзовемся мы или нет – неизвестно, потому что Бог оставляет выбор за человеком. Ведь не имея свободной воли, мы перестали бы быть людьми.

Дай Мне пить (Ин.4:7), – обращается Христос к самарянке. Казалось бы, это самая обычная просьба, ведь у неё есть сосуды, которыми можно почерпнуть воду, а у Него – нет. Но дело в том, что между евреями и самарянами существовала кровная вражда, они не общались и даже руки друг другу не подавали, поэтому женщина была крайне удивлена.

Между ними завязывается беседа, и хотя, как и все мы, самарянка понимает Господа далеко не сразу, Сын Божий постепенно открывает ей, Кто Он на самом деле. Слушая Христа и пытаясь вникать в Его слова, женщина открывает Ему свою душу.

Господь говорит ей: Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин.4:10). В понимании людей той эпохи, стоячая вода – та, что годится только на полив, живая вода – речная, родниковая, та, что движется и пригодна для питья, поэтому, слыша всё это, женщина рассуждает сначала сугубо по земному: мол, неплохо было бы иметь источник такой воды, по жаре-то не натаскаешься…

Но далее она говорит: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? (Ин.4:11). Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин.4:13). Господь здесь говорит не просто о воде, а о Духе Святом, не имея которого душа человека всегда томится и скорбит, без него никакие блага не сделают человека счастливым. Только приняв дар Святого Духа и возгревая его, душа может обрести мир и подлинную радость.

Сейчас, к примеру, у нас много средств, чтобы зажечь огонь, а в древности их не было, поэтому огонь берегли и поддерживали, подкладывая в очаг дрова. Подобно этому, мы, получив благодать Святого Духа в таинствах Крещения и Причастия, укрепляясь и другими таинствами, должны Божью благодать хранить и возгревать. Огонёк этот даёт Господь, а поддерживать его, питать молитвой, чтением Священного Писания, исполнением заповедей Христовых, творением добрых дел – наша постоянная забота.

В беседе с самарянкой Иисус Христос говорит о Духе Святом, используя другой образ: когда человек приобретает дар Духа Святого, эта благодать, как родник, появившийся где-то из земли и превратившийся в ручеек, течёт в море. Так и благодать Святого Духа ведёт душу в безбрежную вечную жизнь Небесного Царства.

Женщина пока не понимает смысл слов Христа, но, поскольку разговаривать с чужими женщинами в то время было прилично только в присутствии мужа, Иисус Христос говорит: пойди, позови мужа твоего и приди сюда (Ин. 4:16), потому что на Востоке разговаривать с женщиной наедине считалось неприличным. Тут и возникает проблема. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала (Ин. 4:17–18).

Откуда Он может знать её жизнь?! Самарянка понимает, что только Бог может кому-то открыть эту тайну, а значит, перед ней не простой иудей, а как минимум пророк! Тогда она забывает все прежние житейские вопросы и начинает говорить о том, что для неё действительно важно и где-то в глубине души не даёт покоя: где нужно поклоняться Богу – на этой горе, как самаряне, или с евреями в Иерусалиме? И как строить с Богом отношения?

Можно, конечно, служить Богу так, как некоторые современные христиане, которые забегают в храм, чтобы поставить свечки, а потом сидят на лавке и болтают во время службы. Но они не понимают, что в этом случае Бог их не слышит и не захочет слышать. Самарянка же была не настолько глупа!

Самаряне построили себе отдельный храм, который иудеи разрушили. В свой храм евреи их тоже не пускали, что, в принципе, было вполне разумно, поскольку самаряне были еретиками.

Христос отвечает, что период ритуального поклонения Богу заканчивается, и наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:21–24).

Самаряне не знают, чему кланяются, потому что их вера смешана с языческими суевериями, и действительно, спасение от Иудеев, которые сохранили огонёк веры в Единого Истинного Бога от Авраама до Христа.

По сути, многие «христиане» и сейчас остаются язычниками: боятся сглаза и порчи, верят в приметы и гадание, увлекаются гороскопами и магией. И даже, если этого нет, вера может быть чисто внешней: в лавку пришел, записку подал, денежку кинул, поставил свечку, перекрестился – и дальше пошёл. Но ведь этого недостаточно, такое служение Богу – как пустая тарелка без еды за обедом – форма, лишённая содержания.

Человек – образ Божий. Бог – это бессмертный дух, и человек тоже, хотя имеет временное тело. Поклоняться в духе и истине – значит всей душой и духом участвовать в этом поклонении. Когда мы молимся и поклоняемся в Духе Святом, стремимся жить по воле Божьей, Бог ведёт нас по жизни.

А что же такое истина? Истина – это не «что», а «Кто»: Я есмь путь и истина, и жизнь (Ин.14:6), – говорит Иисус Христос. Значит настоящее богопоклонение – не только, когда мы молимся Христу, но и вместе со Христом. Когда Он присутствует в нашей жизни, наших мыслях, наших чувствах, нашем сердце!

Помня библейские пророчества о Христе, самарянка говорит: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всеА Иисус отвечает: это Я, Который говорю с тобою (Ин.4:25–26), – и она Ему верит!

Переведя беседу на современный язык, можно сделать вывод, что у самарянки состоялся подлинный разговор с Богом. Она слушала евангельскую весть Христа и сама говорила Ему об очень важном для себя, о том, что у неё было на сердце. Это и является молитвой. Да, она не была благочестивой, но жила с жаждой Бога в сердце. Господь принимает грешников, которые хотят ответить на Его любовь.

Как всё изменилось! Она шла к колодцу в жару, лишь бы не встретить других женщин, потому что ей было стыдно за свою жизнь, а теперь она оставляет водонос и сама бежит к людям. Почему? Ответ прост: она нашла Христа. В её сердце произошла перемена, и для неё очень важно поделиться с другими вестью о Христе. Узнав, что Иисус рассказал всю её подноготную, люди последовали за ней. Они просили Христа задержаться, и Господь пробыл у них два дня.

Женщина, которую люди поносили за порочную жизнь, многих приведёт к вере, впоследствии станет равноапостольной и умрёт за Христа при императоре Нероне в Риме. Самаряне женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос (Ин.4:42). Вот что происходит, когда мы встречаемся с Богом по-настоящему: тогда не только мы обновляемся, но обновляется мир вокруг нас! Аминь.


 

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
«Я есмь путь и истина, и жизнь…» — Клин православный