Image

Баба Маша. Из писем в редакцию

Записать эту историю про рабу Божью Марию мне хотелось давно по двум причинам. С одной стороны, общение с этой женщиной затронуло глубоко меня лично, а с другой, я вижу в этом хоть какой-то шанс сохранить память об ушедшем человеке, о котором, возможно, уже некому будет вспомнить.

Наше общение началось возле церкви, где баба Маша с другими нуждающимися просила милостыню. От прочих собравшихся здесь людей она отличалась тем, что часто заходила в храм, исповедовалась и приступала к Причастию, и лицо у неё было особенное, оно выражало какую-то тихую печаль. Смуглый цвет кожи, разрез глаз однозначно свидетельствовали о её национальности, и, действительно, при ближайшем знакомстве оказалось, что она родом из Узбекистана.

Я тогда делала буквально первые шаги в храме, и всё связанное с церковной и околоцерковной жизнью рисовалось в исключительно розовых тонах. Поэтому и каждое слово, обращённое ко мне, воспринималось доверчиво и серьёзно. Как-то сразу выделив бабу Машу из её окружения, я помогала ей особенно щедро, порой даже вела себя неразумно, но это, как мне кажется, вообще свойственно неофитам.

Она рассказала историю своей жизни: о предательстве мужа, гибели единственного сына. Вспомнила безбедное детство и молодость на родине, где она была безмятежно счастлива и сама имела возможность помогать бездомным и голодным. Поделилась, что сейчас живёт с внучкой и двумя правнуками, родившимися вне брака, по сути, без любви, – потому что кто-то воспользовался наивностью, напоил, обидел, ну и так далее. То, что всё мрачно и тяжело, было интуитивно понятно, но потом стало очевидно и другое, более страшное, – грех подмял под себя душу девочки – внучка выросла и превратилась в домашнего монстра. Ещё одно предательство бабу Машу подкосило не до конца, она боролась. Единственной целью, по её словам, было прожить лет десять – помочь поднять правнуков.

Баба Маша говорила, а я слушала и впитывала, как губка, и таскала сумки с едой, и давала деньги. Один раз даже была у неё в гостях – занесла тяжёлую сумку с картошкой. Более угнетающую обстановку сложно себе представить: среди мрака обшарпанных стен, в затхлом каком-то воздухе, накрывшись с головой храпела «мама» (кавычками не хочу обидеть, просто под таким именем внучка была записана в телефонной книге бабы Маши) и шуршали пакетами из Макдоналдса довольно взрослые уже дети. В знак благодарности «мама», проснувшись, начала кричать на бабушку, что картошку хранить негде, а баба Маша предложила мне выпить с ней на кухне «по маленькой».

На её руке красовался синяк размером с хоккейную шайбу. Когда я спросила, что случилось, она испугалась и запричитала, что всё хорошо. И совершенно напрасно: мне тогда и в голову бы не пришло в этом обвинить кого-то, не то, что разбираться.

Я сразу уехала, и с этого момента у меня началось отрезвление. Перестав идеализировать ситуацию, в какой-то момент я заметила, что баба Маша «провоцирует» меня своими рассказами, давит на жалость, чтобы получить больше денег. Я не могу с уверенностью сейчас сказать, что в тех историях было вымышленным и насколько. Мне до сих пор кажется, что не так уж сильно она меня обманывала. Скорее всего, просто в какой-то момент не удержалась, не справилась с искушением.

И вот почему я так думаю. Среди вещей, которыми я с ней поделилась, было несколько детских православных книг для её правнуков. Одна из них особенно выделялась – большого формата, с красивыми качественными иллюстрациями в стиле модерн на белоснежных глянцевых страницах. Мне тоже кто-то её подарил, картинки были хороши, но не очень близки по манере исполнения.

Райский сад, ангелы, чистая красота детей, окруживших Христа – всё это производило впечатление. И я увидела тогда, как взяв книгу в руки, перелистывая её страница за страницей, забыв про сумку с продуктами, уронив голову, баба Маша плакала…

Я нисколько не осудила её тогда, не осуждаю и сейчас. Только прожив чужую боль изнутри, мы могли бы иметь право предположить, что что-то о человеке знаем, но и это было бы не точно. Душу видит только Господь.

И вот сейчас, когда идёт пост, когда мы должны помогать и помогать другим, что, если честно, не всегда получается по разным причинам – причём не всегда внешним – вспоминаются слова митрополита Сурожского Антония. В одной из проповедей он говорит о том, что помогая нуждающемуся, важно увидеть в нём живого человека, и, если не можешь подать милостыню, то поговорить, ободрить, может, угостить чем-то или извиниться, как сделал однажды сам владыка Антоний, за то, что очень хотел бы помочь, но сегодня не получается. Главное – заметить, не пройти мимо.

В какой-то момент баба Маша из храма исчезла, и я примерно тогда же стала ходить в другую церковь. Но до сих пор помню её, и хочу попросить вас помолиться о рабе Божьей Марии, чтобы ей было хорошо там, с Богом.


 

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Баба Маша. Из писем в редакцию — Клин православный