Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых.
Сегодня Церковь отмечает память всех святых. Конечно, когда мы говорим о людях, которые перед Богом святы, мы отдаем себе отчет в том, что в церковных святцах упомянута лишь малая часть их имен.
В Священном Писании есть удивительные слова, сказанные от имени Бога: Будьте святы, потому что Я свят (1Пет.1:16).
А что такое святость Божия? Как пояснение приведу слова Христовы, которые звучали на литургии в предшествующую субботу: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:48). То есть святость Бога – высшее проявление нравственных совершенств, абсолютная вершина их, в том числе и любви.
Еще в Ветхом Завете Господь призывал людей к святости. Но заметим, святыми мы называем не только людей, но и те или иные предметы. Мы говорим, например: святой храм, святая икона, святой крест, святая чаша, святые облачения, и речь здесь идёт уже не о духовных и нравственных категориях, а о том, что эти предметы выделены на служение Богу и больше никак использоваться не могут. Подобно этому и святые – люди, которые свою жизнь, любовь, все силы отдают на служение Ему. Это совсем не значит, что они должны не любить людей и быть полностью безразличны ко всему, что их окружает. Но вся их жизнь является служением Богу, и сердцем они принадлежат только Ему.
Здесь уместно вспомнить историю о встрече Христа с богатым юношей, очень хотевшему совместить любовь к Богу с любовью к своему благосостоянию. И он даже ушёл от Христа, потому что не смог поставить любовь к Нему выше любви к материальным ценностям. А совместить это ни у кого никогда не получалось и не получится!
Христос говорит не только своим современникам, но и всем нам: Всякого, кто исповедует Меня перед людьми, того исповедую и Я перед Отцом Моим Небесным, а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф.10:32-33).
Исповедовать – открыто признавать себя христианином, то есть учеником Христовым. Это не значит, что мы должны всем говорить об этом, но если нас спрашивают, смотрят на нас, мы призваны свидетельствовать о своей вере, и не только словами! И пьяница, лёжа в канаве, может рассуждать о вере во Христа, но кто же ему поверит, если он своими делами отрекается от Спасителя. То есть верность свой любви и вере (а любовь и вера для христианина – нечто единое) для последователей Христа во все времена совершенно необходима.
Вспомним, как в Ветхом Завете называется неверность в любви? Прелюбодеяние, то есть «действие против любви», причём такое возможно не только в семейной жизни, но и в дружбе, и в отношениях с Богом. Именно поэтому Бог в Ветхом Завете неоднократно называет израильский народ прелюбодейным, потому что он не хранил верности в любви своему Богу, большинство иудеев впоследствии отречется от Него.
Даже семейная любовь ставится в Евангелии на второй план по сравнению с любовью к Богу: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф.10:37). Человек неверующий никогда не сможет этого понять, а для христиан это так.
Мой ныне покойный духовник рассказывал, что, когда они с женой вышли из церкви после венчания (это было ещё до войны), молодая жена сказала ему: «Ты у меня всегда будешь в жизни на втором месте», – и как же он этому радовался! Быть для жены на втором месте после Бога, – разве есть что-то выше такой любви?! Это и есть христианская любовь, и поэтому Иисус Христос не отвергает ценность семейной любви, а говорит нам о правильной расстановке приоритетов.
Быть для родного человека «чуть пониже Неба» не соизмеримо с «быть любимым больше всего на свете». Собственно, больше чего? Денег, машины, дачи, собаки, компьютера?
Многие говорят, что евангельские заповеди исполнить трудно, но разве Христос утверждает обратное? Всем Своим служением, Своей Крестной смертью Он показал силу Божией любви к людям. Разве это было легко? Но это и есть настоящая любовь!
Любовь – это служение Богу, своей семье, своему делу. Поэтому и говорит Христос: И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф.10:38). Речь здесь идёт о тех людях, для которых главный человек – тот, что отражается в зеркале, которые живут только для себя, а значит, от Бога удалены бесконечно.
Трудно жить по-христиански? Да! А может ли быть счастье без труда? Даже земное счастье нелегко обрести, а что же говорить о вечном блаженстве! Апостолы пошли за Христом, искренне поверив Ему, потому что поняли, что Он послан Богом. И хотя они ничего от Него не ждали, не просили, у них возник вопрос о том, каков же будет итог этого пути. Пётр спросил Христа: Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф.19:27)
Что же оставил Пётр, который был совсем не богат? Он был простым рыбаком, имел дом, лодку, сети. У него были жена и дети, но ради Христа он отказался от своей привычной спокойной жизни и пошёл вместе с Ним. Апостол Павел упоминает, что и жена разделила с Петром все тяготы и гонения, выпавшие на долю учеников Христа. И это была совсем не идиллия, а тяжелый совместный труд и светлая радость, получаемая от Бога в ответ на любовь к Нему.
На вопрос: «Что же будет нам?» – Господь отвечает не буквально: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф.19:28).
В пакибытии – значит «в новом бытии», которое начнётся для нас после Второго пришествия Христа и Страшного Суда (слово «паки», то есть «снова», часто повторяется во время литургии, оно нам знакомо). Душа человека не умирает, но в этой новой жизни обновление коснётся и телесной природы – Господь воскресит наши тела.
Не надо представлять сказанное буквально: конечно, апостолы не будут сидеть на неких высоких стульях и вместе со Христом судить, кто в чём согрешил. Они плоть от плоти народа израильского, который принял Христа, увы, только в своём меньшинстве, прикрываясь традициями, неверно истолкованным ветхозаветным законом, обрядами. Но треть иудеев всё-таки последовала за Христом. И в том числе – будущие апостолы, которые почувствовали, что это обещанный Богом Мессия, ведь целью Ветхого Завета и было привести людей ко Христу.
Важно правильно понимать евангельский смысл понятия «Страшный Суд». Обычно мы воспринимаем суд как некую скучную длительную процедуру, в результате которой мало кто бывает оправдан. Но совсем не это подразумевает Христос. Суд по Втором пришествии – это восстановление справедливости и правды.
Если два ребёнка поссорились, то мама разбирает, кто из них прав, а не хватается за ремень, так и здесь. Но представьте, как страшно будет услышать на последнем Суде, что ты был не прав, потому что проспал свою жизнь, своё бессмертие, своё настоящее счастье. Ты сам сделал свой выбор.
Но кто же будет нам говорить об этом? Такие же люди, как мы, которые жили в нашей стране, возможно, с теми же трудностями и скорбями, но они сумели быть верными Христу, а мы не захотели, потому что для нас более важным оказалось что-то другое.
Всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф.19:29). Тогда это в первую очередь говорилось о тех, кто пойдёт проповедовать Христа. А ведь тогда в Палестине, если человек исповедовал себя христианином, он лишался всего – у него конфисковывалось имущество, и тем не менее христиане сохраняли верность Христу. А сейчас прихожане ради кусочка земли и посаженной картошки готовы про храм и Причастие забыть: «Мы осенью про Бога думать будем…» Нет, если сейчас Бога не любишь, то и осенью не получится. Если в храм ходишь только свечки ставить, чтобы что-то выпросить для себя, это не любовь. Нам ведь не надо, как апостолам, ради любви к Богу оставлять свой дом, но на первое место в жизни ставить Бога просто необходимо! А близких – на второе, чуть пониже Неба.
Быть христианином нелегко, и конечно же, многое можно на этом пути потерять, но стоит ли из-за этого огорчаться? Выбирая Бога, вы получите больше во сто крат и наследуете жизнь вечную, которая начинается здесь на земле, а за пределами земной жизни раскроется во всей полноте.
В юности у меня вызывало недоумение, когда люди откровенно безнравственные называли себя хорошими и были в этом убеждены, в то время как добрые верующие люди таковыми себя не считали и говорили о своей греховности, вине перед Богом и людьми.
Дело в том, что и святые искренне считали себя худшими из грешников. И это легко объяснить. Если стоишь в темноте, никакой грязи на одежде не видно, но стоит выйти на солнце, сразу становятся заметны даже самые маленькие пятнышки. Так и люди, у которых в сердце тьма, грязи там не видят: им кажется, что они замечательные, только никто их не понимает, а те, у кого в сердце Христос и свет Божий, видят свою душу и осознают, как много там дурного. Но это и говорит о человеческой святости, когда Бог бывает вместе с человеком, освящает и просвещает его. Аминь.