18 июля Русская Православная Церковь отмечает день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее верной сподвижницы инокини Варвары. В нынешнем году исполнилось 105 лет со дня их мученической кончины.
По словам Святейшего Патриарха Алексия II: «Преподобномученица Елисавета в своей жизни смогла соединить воедино святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию. Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить богатым о необходимости служения бедным и обездоленным, а наделенным властью об особой ответственности перед Богом и своим народом. Верующее сердце не может быть безразличным к славе Церкви Христовой, поэтому и страдания за нее не могут быть забыты…»
Алапаевское убийство.
Только одни сутки отделяют Екатеринбургское злодеяние от неслыханного по своему зверству Алапаевского убийства, жертвами которого стали еще пять Членов Императорской Фамилии и трое других мучеников.
24 апреля / 7 мая 1918 года, на третий день Пасхи, в Москве была арестована Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, старшая сестра Государыни Императрицы и Настоятельница Марфо-Мариинской Обители, еще при жизни нареченная народом Великой Праведницей за Ее самоотверженное служение Богу и ближним.
После революции Она несколько раз имела возможность выехать за границу, но каждый раз отказывалась покинуть пределы России, несмотря на то что полностью отдавала Себе отчет об угрожавшей Ей смертельной опасности.
И вот настал час, когда за Ней пришли. В тот же день Она была отправлена в Екатеринбург, где в то время уже находились Их Величества. Сопровождали Великую Княгиню сестры Марфо-Мариинской Обители Варвара Яковлева и Екатерина Янышева.
После короткого пребывания в Екатеринбурге, где они жили в женском монастыре, их перевезли в заштатный город Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии, расположенный в 140 верстах к северу от Екатеринбурга и замечательный только своим монастырем. 7/20 мая туда же были привезены из Вятки, куда они были сосланы ранней весной, Великий Князь Сергей Михайлович и трое Князей Крови Императорской: Иоанн Константинович, Константин Константинович и Игорь Константинович, сыновья Великого Князя Константина Константиновича, а также князь Владимир Павлович Палей, сын Великого Князя Павла Александровича от морганатического брака.
Всех Узников поместили в здании школы, находившейся на окраине города. Кроме двух спутниц Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, Их заточение разделяли управляющий делами Великого Князя Сергея Михайловича Феодор Михайлович Ремез, служащий Круковский и лакей Калинин.
Первые четыре недели Узники пользовались относительной свободой: они посещали церковь, работали в огороде и гуляли в близлежащем поле. 8/21 июня, по приказу из Екатеринбурга, неожиданно произошла резкая перемена к худшему. В этот день был установлен тюремный режим; у заключенных отобрали все имущество и деньги; сестра Екатерина, Круковский и Калинин были удалены. Из посторонних были оставлены только верная келейница Великой Княгини монахиня Варвара и Ф.М. Ремез.
В таких условиях прошел почти месяц. Особого комиссара при Царственных Пленниках не было. Власть над Ними проявляли многие местные большевики. Имена их известны. Трое главарей – «комиссар юстиции» Соловьев, чекист Старцев и член совдепа Абрамов – были впоследствии пойманы и переданы в руки правосудия.
Поздней ночью на 5/18 июля, в день памяти Преподобного Сергия Радонежского, Узников разбудили и, под предлогом перевозки в более безопасное место, посадили в крестьянские повозки и повезли по направлению к Верхне-Синячихенскому заводу. В 12 верстах от города дорога проходит лесом, где находится заброшенный железный рудник. Здесь обоз остановился и Узники подверглись избиению.
Великий Князь Сергей Михайлович был убит выстрелом из револьвера в голову. Все другие были тяжело ранены ударами ружейных прикладов и живыми брошены в глубокую шахту под названием «Нижняя Селимская». Первыми были брошены Великая Княгиня Елизавета Феодоровна и Князь Иоанн Константинович, за Ними – Великий Князь Сергей Михайлович и Князья Константин Константинович и Игорь Константинович, потом князь Владимир Павлович Палей и монахиня Варвара Яковлева и последним – Феодор Михайлович Ремез. Затем шахта была взорвана гранатами.
Один из местных крестьян, случайно оказавшийся в это время поблизости, видел, как совершилось это поистине сатанинское дело. Больше суток оставался он на своем месте в лесу, не смея выйти, так как думал, что шахта оцеплена караулом. Впоследствии он свидетельствовал, что долго слышались из-под земли глухие голоса и церковные песнопения, и его показания нашли подтверждение в ходе следствия. Когда в октябре, после занятия Алапаевска белыми войсками, в шахте были произведены раскопки и останки Мучеников, совершенно не тронутые тлением, были извлечены, выяснилось, что Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, несмотря на тяжкие ранения, до последней минуты старалась служить другим – на голове Князя Иоанна Константиновича была обнаружена перевязка, сделанная из Ее носового платка.
После того как Царственные Узники были увезены, у здания школы было разыграно целое представление с инсценировкой побега заключенных. Утром местный совдеп выпустил сообщение об Их похищении. Однако эта грубая ложь никого не обманула, и скрыть правду от населения большевикам не удалось. В тот же день председатель Уральского областного совета Янкель Вайсбарт (Белобородов) отправил из Екатеринбурга условные телеграммы с сообщением о совершенном убийстве. Телеграммы были посланы по четырем адресам: в Москву – Янкелю Свердлову и Ленину и в Петроград – Апфельбауму (Зиновьеву) и главе Чрезвычайки Моисею Урицкому.
15/28 сентября Алапаевск был освобожден от большевиков. Когда производилось следствие, чекист Старцев показал на допросе, что убийство Августейших Узников было совершено по приказанию из Екатеринбурга и под руководством специально приезжавшего оттуда члена Уральского совдепа Сафарова. Подводя итог всему собранному по этому делу материалу, следствие пришло к заключению, что Екатеринбургское и Алапаевское злодеяния – «продукт одной воли одних лиц».
Останки Алапаевских Мучеников были сначала похоронены в местном соборе, но позднее их перевезли в глубокий тыл, а в 1920 году вывезли в Пекин, где их похоронили при Свято-Серафимовском храме Русской Православной Духовной Миссии. Отсюда гроб Великой Княгини Елизаветы Феодоровны вместе с гробом Ее верной спутницы монахини Варвары был перевезен в Иерусалим. Усыпальница Великой Княгини устроена в крипте под нижними сводами русской церкви Святой Марии Магдалины, у самого места страданий и Воскресения Спасителя.
Глава из книги «Письма Царской Семьи из заточения», с. 215–218
Источник: azbuka.ru