Автор: протоиерей Борис Балашов
Крещение равноапостольной княгини Ольги. Источник: icons.pstgu.ru
Русский народ и Российское государство сформировались на основе Православия. Всем известно, что Русь крестилась при святом князе Владимире и что с этого события началось обращение славянских племен, населявших Восточную Европу, в православную веру. Принятие христианства придало новые духовные силы народу Древней Руси, подняло его на значительно более высокий культурный уровень, объединило говорящие на разных диалектах племена в единый народ, ибо все население Руси стало чадами единой Православной Церкви. Это торжество христианства на Руси было во многом подготовлено святой княгиней Ольгой, бабушкой святого равноапостольного князя Владимира. За христианский подвиг жизни Церковь назвала святую Ольгу равноапостольной.
Апостолами Иисус Христос назвал Своих ближайших, наиболее духовно восприимчивых учеников. Апостол – это посланник Божий в наш земной мир, задачей которого является возвещение вечной Христовой истины, проповедь и основание христианских общин – церквей, которые являются живыми духовными организмами, семьями Христовыми в разных городах и странах. Именно в общине происходит обращение людей к Вечной Жизни и духовное возрастание христиан как детей Божиих.
Княгиню Ольгу называют равноапостольной потому, что именно ее жизнь и труды сыграли решающую роль в первоначальной христианизации Русской земли и в под готовке принятия новой веры всем народом на необъятных просторах Древней Руси.
После трагической гибели в 945 году Киевского князя Игоря законным наследником престола стал младенец Святослав (родился в 942 году). Его мать Ольга была узаконена в положении правительницы до совершеннолетия наследника и управляла Киевским великим княжеством с 945 по 957 год. Активная деятельность вдовы Киевского князя Игоря создала благоприятную обстановку для распространения и развития Христианской веры.
На первом этапе ее государственной деятельности мы видим мудрую, деятельную женщину, живущую по языческим понятиям и обычаям. Княгиня Ольга отличалась очень глубоким умом. Она не могла не видеть разницы в духовном облике живущих в Киеве немногочисленных христиан и языческого большинства. Ее взору предстал тогда духовный, культурный и политический расцвет близкой по языку родственной Болгарии, сто лет назад принявшей Православие, от которой Русь значительно отставала. Для княгини стали очевидны, с одной стороны, значение и ценность греческой веры, а с другой – духовный тупик и бесперспективность язычества на Руси.
Святая княгиня стала изучать христианскую веру и убедилась в ее плодотворности и истинности. Но она понимала, что мало самой стать членом Христовой Церкви ведь она еще и мать, и княгиня. Всеми силами святая Ольга старалась убедить своего сына Святослава принять новую веру, что даровало бы ему Вечную Жизнь и открыло путь к обращению всего народа. «Ольга часто говорила Святославу: «Я, сын мой, Бога познала и радуюсь. Если ты познаешь, то найдешь великую радость». Он же не слушался ее, говоря: «Как я могу один принять иной закон? Моя дружина будет смеяться надо мной». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, все будут то же делать». Он же не послушал матери, продолжая жить по-язычески» (Летопись). Святослава активно поддерживали язычники, и он не решался на принятие христианства, хотя относился к нему с большим уважением и никому не препятствовал в обращении к Православию.
На страницах греческих, западноевропейских и русских летописей мы находим сведения о том, что эта русская княгиня побывала в Константинополе и там торжественно приняла Крещение в 955 году. Видимо, попечительница Киевского трона мечтала породнить своего сына с византийской принцессой и этим не только возвысить политическое положение киевского князя, но и содействовать принятию Русью христианства.
Темпераментная, предприимчивая и деятельная княгиня Ольга была верна христианским убеждениям и своей миссионерской программе и не стремилась к политическому перевороту и насильственной христианизации Руси. Она была любящей матерью и подлинной христианкой. Ей не удалось за период своего правления провести общее Крещение Руси, но она значительно укрепила христианство и Церковь на русских землях, в первую очередь – в Киеве. Во многих местах княгиня Ольга прекратила языческий культ и основала православные храмы. Так, в Степенной книге сообщается: «Ольга прибыла в место близ реки Великой, где был тогда большой лес и многие дубравы. Здесь, после благодатного видения, она предрекла построение города Пскова и в нем храма Святой Троицы». Возвратившись в Киев, она послала средства на строительство церкви Святой Троицы. Ольга проповедовала Христа, созидая православные храмы. В Киеве равноапостольная княгиня создала и освятила храм во имя Святой Софии Премудрости Божией, по образу главного собора в Константинополе.
Ее старания по воспитанию внуков и близких в христианской вере имели громадное значение. Старший сын Святослава Ярополк, воспитанный Ольгой, был по убеждению христианином. Поскольку его отец Святослав почти не жил в Киеве, в его отсутствие Ярополк управлял государством. После смерти отца дело шло ко Крещению Ярополка и всей Руси, но тогда этому еще не суждено было сбыться. Языческая группировка политиков устроила заговор, князя Ярополка убили, на великое княжение возвели младшего сына Святослава от другой жены Владимира, который был до того Новгородским князем.
Новый князь, понимая значение религии в жизни человека и государства, пытался укрепить языческий культ, но жизнь все расставила на свои места. Он увидел бесплодность язычества так ясно, как никогда ранее. Никакая магия и колдовство не делают человека чище и добрее. И главное – для чего человек живет? В чем же смысл его жизни? И перед его взором встал образ почившей бабушки. Он оценивал и осмысливал ее искания, труды, ее христианскую веру. И постепенно начинал понимать, на сколько мудра была княгиня Ольга. Он явственно видел плоды ее деятельности в государственном управлении, в созидании храмов, в воспитании культурных людей, которые появились в Киеве благодаря распространению христианской грамотности и культуры. Он встречался с христианами из разных слоев киевского общества, видел христиан-воинов и в них узнавал ту же христианскую душу, исполненную веры и любви, какая была у его бабушки.
В знаменитом похвальном слове князю Владимиру Киевского митрополита Илариона (середина XI века) отразилось искреннее изумление автора глубиной и загадочностью обращения Киевского князя из гонителя веры Христовой в пламенного ее апостола. Переворот в душе Владимира он объясняет его духовной талантливостью и благодатным озарением Духом Божиим. Над гробом князя Владимира в Десятинной церкви Киева митрополит Иларион сказал: «Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовою? Как вселился в тебя разум, высший разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к Небесному?.. Не видел ты Христа и не ходил за Ним: как же ты стал учеником Его? Другие, видев Его, не веровали, а ты, не видев, уверовал!»
Конечно, Господь по молитве святой бабки посетил сердце князя Владимира Своей любовью. Но то, что князь уверовал во Христа, в определенной степени объясняется не только молитвами святой Ольги, но и плодами ее просветительской деятельности в русском народе, которые увидел князь Владимир и через которые он смог понять образ Иисуса Христа.
Святая княгиня Ольга показывает нам добрый пример того, как человек может послужить спасению не только близких родственников, но и очень многих людей, целого народа огромной страны. Наше богатое духовное наследие, наша Русская Православная Церковь во многом являются плодами молитв и трудов святой равноапостольной княгини Ольги, общей нашей крестной матери.
Из книги протоиерея Бориса Балашова «На камне или на песке», с. 448–452 (Издательство «Христианская жизнь», 2009 г.).