Image

Память преподобного Никодима Святогорца

27 июля Русская Православная Церковь чтит память преподобного Никодима Святогорца – афонского монаха, богослова, возродившего движение исихазма и традицию Иисусовой молитвы среди насельников Святой Горы Афон в конце XVIII века. Вместе с преподобным Макарием Коринфским он составил знаменитый сборник святоотеческих высказываний «Добротолюбие» и был автором (или редактором) еще 27 книг, которые внесли жизненно важный вклад в формирование греческого православия в последующие десятилетия.

Преподобный Никодим родился в 1749 году в Греции на острове Наксосе; при крещении получил имя Николай. Был прекрасно образован – изучал богословие, а также греческий, латинский, французский, итальянский языки в г. Смирне.

В 1770 году вернулся на родину, где стал секретарём митрополита Анфима. Но спустя пять лет, в возрасте 26-ти лет, пришёл на Афон, где в монастыре Дионисиат принял постриг с именем Никодим.

Спустя два года, по поручению митрополита Коринфского Макария, Никодим начал редактирование и подготовку к изданию «Добротолюбия» – книги, составленной на основе рукописей IV–XIV веков об исихастской жизни, обнаруженных в 1777 году в Ватопедском монастыре.

Издание «Добротолюбия» ознаменовало начало апостольского служения Никодима как «учителя народа». По окончании работы над «Добротолюбием» он готовит к изданию классический сборник духовных поучений XI века «Евергетин» и книги «О постоянном Божественном Причащении» (совместно с митрополитом Макарием). Это становится началом его литературно-богословской деятельности.

Из Дионисиата Никодим переходит в монастырь Пантократор, где посвящает себя молитве, изучению Священного писания и трудов святых отцов. Некоторое время он проводит со своим старцем Арсением Пелопоннесским на острове Скиропула, где пишет руководство «О хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца».

В 1783 году, вернувшись на Афон, Никодим принимает схиму и уходит на шесть лет в затвор, оставляя его после того, как митрополит Макарий, вновь посетивший Афон, поручает ему редактирование трудов Симеона Нового Богослова.

После этого до своей смерти Никодим занимается литературно-богословской работой. Скончался святой прп. Никодим Святогорец 1 июля 1809 года, был погребён в келье Скуртеев в Карее.

Канонизирован в 1955 году указом патриарха Константинопольского Афинагора, мощи Никодима (глава) хранятся на Афоне.

Предлагаем к прочтению главу из книги прп. Никодима Святогорца «О хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца».

Две сети диавола.

Множество различных сетей ставит диавол, чтобы уловить в них человеческие души и подтолкнуть их к погибели. Двумя из них являются праздность и многопопечительность. И праздность, из-за которой человек сидит и разлагается от лени, достойной всякого осуждения, и многопопечительность, состоящая в том, что человек постоянно занят тысячей дел, есть препятствия к спасению. Многие христиане целыми днями пребывают в праздности: они ходят по городским улицам, пересказывают друг другу разные новости, обсуждают проходящих мимо людей, а если и приходят в церковь, то только оттого, что им больше нечем заняться. Так они проводят день за днем без всякой пользы для себя.

Вот что говорит Дух Святой в Премудрости Сираха: «многому» злу научила праздность» (Сир. 33:28). Диавол, так сказать, открыл свою школу лукавства и зла и, сам не желая давать уроки о зле, поставил вместо себя учителем праздность, чтобы она за него читала эти лекции. Люди же в этой школе учатся грехам быстро и без труда. Грехи там изучают все люди, но особенно преуспевают в учебе те из них, у которых мысль тяжела и медленна. Человек там учится грешить в помыслах, желая сердцем того, чего на деле сделать не может: «Желания ленивца убьют его, потому что руки его отказываются работать» (Притч. 21:25). Весь день он желает зла. Часто ленивый на деле не совершает ничего плохого, потому что он вообще ничего не хочет делать, но, несмотря на это, он ежедневно погружается мыслями в нечистоту.

Мысли праздных людей представляют из себя непрерывную цепочку следующих одних за другими пересудов и осуждения. Насколько ленивый нерадив в собственных делах, настолько он прилежен и усерден в обсуждении дел других людей. Насколько ему неприятно работать, настолько ему доставляет удовольствие поболтать с кем-нибудь, ведь это не требует труда. Он может целый день провести в осуждении, а если ненадолго и замолчит, то вскоре снова продолжит свои скверные беседы. Хотя его уста и освящены в Таинстве Крещения – его это нимало не смущает, он спокойно оскверняет их осуждением.

В какой степени ленивый – враг труда, в такой же степени он друг наслаждений. Празднолюбец часто бывает печальным, если не получает их. Правду говорит древняя поговорка: «Люди, ничего не делающие, учатся делать зло». Стоячая вода быстро портится, неподвижный воздух становится вредным, ленивое войско быстро утомляется. Когда близится Великий Пост, любители праздности срочно бегут к своим духовникам и под различными предлогами просят ослабить им строгость поста. Не будем же предаваться злу и отступать от добродетели при первом же препятствии. Такова первая сеть диавола – праздность, но есть и другая. Это – множество всяческих дел и намерений, которыми люди обременяют себя, не давая покоя своей душе.
Как праздность, так и многие дела, попечения и хлопоты порождают много зла. О них сказал Господь, когда говорил о тернии, подавляющем семя Божественных заповедей и препятствующем возрастанию всего прекрасного и доброго: «а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8:14). Эти люди, когда настает время молиться, идти в церковь и причащаться Святых Тайн, не имеют на все это времени. Они все – в работе. Как только оставят одно дело, сразу же принимаются за другое, но вот чтобы почитать что-нибудь полезное для души – это им некогда. Они похожи на веревку, завязанную на тысячу узлов, которые никогда не будут развязаны.

И таким способом диавол держит у себя в плену тех, которые, может быть, и хотели бы уйти из его рук, но не находят пути, которым могли бы бежать. А диавол все ниже и ниже приклоняет их к земле, подыскивая для них все больше разных дел и забот так, чтобы у них не было времени не только делать добро, но и думать о нем. Так ежедневные заботы и дела становятся сетями, которые держат людей, пригибают их к земле и доводят до такой степени помрачения, что в них не остается и следа благочестия.

Впрочем, если бы у них и оставалось немного времени, они и его употребляли бы на свои дела. С ними бывает то, что случается с охотниками. Даже когда охотники спят, им снится, что они бодрствуют – охотятся на птиц и зверей, которые то убегают от них, то попадают в их сети. Тело их покоится в кровати, а воображение – в лесах. То же бывает и с теми, кто одержим многопопе-чительностью. Они стоят в церкви и произносят устами слова молитв, а в это время их ум бродит то здесь, то там, погруженные в житейские дела: как бы их лучше сделать. Они мыслями в том, как бы сделать одно дело, закончить другое, а для души времени не остается. Несмотря на то, что тело их находится в храме, их ум – на улицах. Даже когда они уснут, их мысль будет перебегать от одной работы к другой. Если тебе не нравится, когда ты о чем-то говоришь со своим другом, а он тебя не слушает и постоянно задает какие-то неуместные вопросы, то как ты можешь желать, чтобы Бог говорил с твоим сердцем в то же самое время, когда в нем сотня суетных помыслов?

Чтобы тебе избавиться от этих двух бед – праздности и многопопечительности, – молись Господу, чтобы Он просветил тебя, чтобы ты понял цель, для которой рожден в этом мире, как говорит пророк Давид: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих кое есть, да разумею, что лишаюся аз» (Пс. 38:5). А после этого подумай о том, как драгоценно время твоей жизни. Оно настолько ценно, что все витии, если бы они собрались вместе, не смогли бы показать всю ее драгоценность и важность, и, в конце концов, им останется только умолкнуть, как несмышленышам. Но что я говорю? Если бы даже Ангелы захотели растолковать нам это, то ничего не смогли бы сказать. Потому что время, данное нам Богом для того, чтобы в течение его мы стяжали Рай, драгоценно так же, как и сам Рай.

Понимаешь ли ты теперь, какую цену имеет время, которое Господь дал нам для изменения нашей жизни? Когда смерть внезапно придет к тебе, ты станешь искать еще хотя бы одного мгновения, но не найдешь его.

Рассказывают об одном вельможе, который в продолжение многих лет был советником при своем царе. Когда он понял, что достиг конца своей жизни, то горько заплакал и сказал: «Горе мне! Я истратил столько бумаги, когда писал царские грамоты, и не нашел даже одной минуты, чтобы записать на какой-нибудь ненужной бумажке свои грехи, чтобы теперь вспомнить их и раскаяться». И ты, возлюбленный, можешь так же заплакать в конце твоей жизни, что столько лет провел в суете.

Проснись же и встань от сна. Будь подобен паломнику, который, позволив себе прилечь отдохнуть и вспомнив, что его товарищи ушли далеко вперед, тотчас встает и продолжает свой путь. Будь же «не как неразумный, но как мудрый, дорожа временем; потому что дни лукавы» (Еф. 5:15, 16).

Составлено на основе материалов сайтов wikipedia.org, azbuka.ru, monastery.ru

Изображения: pravoslavie.ru


 

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Память преподобного Никодима Святогорца — Клин православный