27 июля Русская Православная Церковь чтит память преподобного Никодима Святогорца – афонского монаха, богослова, возродившего движение исихазма и традицию Иисусовой молитвы среди насельников Святой Горы Афон в конце XVIII века. Вместе с преподобным Макарием Коринфским он составил знаменитый сборник святоотеческих высказываний «Добротолюбие» и был автором (или редактором) еще 27 книг, которые внесли жизненно важный вклад в формирование греческого православия в последующие десятилетия.
Преподобный Никодим родился в 1749 году в Греции на острове Наксосе; при крещении получил имя Николай. Был прекрасно образован – изучал богословие, а также греческий, латинский, французский, итальянский языки в г. Смирне.
В 1770 году вернулся на родину, где стал секретарём митрополита Анфима. Но спустя пять лет, в возрасте 26-ти лет, пришёл на Афон, где в монастыре Дионисиат принял постриг с именем Никодим.
Спустя два года, по поручению митрополита Коринфского Макария, Никодим начал редактирование и подготовку к изданию «Добротолюбия» – книги, составленной на основе рукописей IV–XIV веков об исихастской жизни, обнаруженных в 1777 году в Ватопедском монастыре.
Издание «Добротолюбия» ознаменовало начало апостольского служения Никодима как «учителя народа». По окончании работы над «Добротолюбием» он готовит к изданию классический сборник духовных поучений XI века «Евергетин» и книги «О постоянном Божественном Причащении» (совместно с митрополитом Макарием). Это становится началом его литературно-богословской деятельности.
Из Дионисиата Никодим переходит в монастырь Пантократор, где посвящает себя молитве, изучению Священного писания и трудов святых отцов. Некоторое время он проводит со своим старцем Арсением Пелопоннесским на острове Скиропула, где пишет руководство «О хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца».
В 1783 году, вернувшись на Афон, Никодим принимает схиму и уходит на шесть лет в затвор, оставляя его после того, как митрополит Макарий, вновь посетивший Афон, поручает ему редактирование трудов Симеона Нового Богослова.
После этого до своей смерти Никодим занимается литературно-богословской работой. Скончался святой прп. Никодим Святогорец 1 июля 1809 года, был погребён в келье Скуртеев в Карее.
Канонизирован в 1955 году указом патриарха Константинопольского Афинагора, мощи Никодима (глава) хранятся на Афоне.
Предлагаем к прочтению главу из книги прп. Никодима Святогорца «О хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца».
Две сети диавола.
Множество различных сетей ставит диавол, чтобы уловить в них человеческие души и подтолкнуть их к погибели. Двумя из них являются праздность и многопопечительность. И праздность, из-за которой человек сидит и разлагается от лени, достойной всякого осуждения, и многопопечительность, состоящая в том, что человек постоянно занят тысячей дел, есть препятствия к спасению. Многие христиане целыми днями пребывают в праздности: они ходят по городским улицам, пересказывают друг другу разные новости, обсуждают проходящих мимо людей, а если и приходят в церковь, то только оттого, что им больше нечем заняться. Так они проводят день за днем без всякой пользы для себя.
Вот что говорит Дух Святой в Премудрости Сираха: «многому» злу научила праздность» (Сир. 33:28). Диавол, так сказать, открыл свою школу лукавства и зла и, сам не желая давать уроки о зле, поставил вместо себя учителем праздность, чтобы она за него читала эти лекции. Люди же в этой школе учатся грехам быстро и без труда. Грехи там изучают все люди, но особенно преуспевают в учебе те из них, у которых мысль тяжела и медленна. Человек там учится грешить в помыслах, желая сердцем того, чего на деле сделать не может: «Желания ленивца убьют его, потому что руки его отказываются работать» (Притч. 21:25). Весь день он желает зла. Часто ленивый на деле не совершает ничего плохого, потому что он вообще ничего не хочет делать, но, несмотря на это, он ежедневно погружается мыслями в нечистоту.
Мысли праздных людей представляют из себя непрерывную цепочку следующих одних за другими пересудов и осуждения. Насколько ленивый нерадив в собственных делах, настолько он прилежен и усерден в обсуждении дел других людей. Насколько ему неприятно работать, настолько ему доставляет удовольствие поболтать с кем-нибудь, ведь это не требует труда. Он может целый день провести в осуждении, а если ненадолго и замолчит, то вскоре снова продолжит свои скверные беседы. Хотя его уста и освящены в Таинстве Крещения – его это нимало не смущает, он спокойно оскверняет их осуждением.
В какой степени ленивый – враг труда, в такой же степени он друг наслаждений. Празднолюбец часто бывает печальным, если не получает их. Правду говорит древняя поговорка: «Люди, ничего не делающие, учатся делать зло». Стоячая вода быстро портится, неподвижный воздух становится вредным, ленивое войско быстро утомляется. Когда близится Великий Пост, любители праздности срочно бегут к своим духовникам и под различными предлогами просят ослабить им строгость поста. Не будем же предаваться злу и отступать от добродетели при первом же препятствии. Такова первая сеть диавола – праздность, но есть и другая. Это – множество всяческих дел и намерений, которыми люди обременяют себя, не давая покоя своей душе.
Как праздность, так и многие дела, попечения и хлопоты порождают много зла. О них сказал Господь, когда говорил о тернии, подавляющем семя Божественных заповедей и препятствующем возрастанию всего прекрасного и доброго: «а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8:14). Эти люди, когда настает время молиться, идти в церковь и причащаться Святых Тайн, не имеют на все это времени. Они все – в работе. Как только оставят одно дело, сразу же принимаются за другое, но вот чтобы почитать что-нибудь полезное для души – это им некогда. Они похожи на веревку, завязанную на тысячу узлов, которые никогда не будут развязаны.
И таким способом диавол держит у себя в плену тех, которые, может быть, и хотели бы уйти из его рук, но не находят пути, которым могли бы бежать. А диавол все ниже и ниже приклоняет их к земле, подыскивая для них все больше разных дел и забот так, чтобы у них не было времени не только делать добро, но и думать о нем. Так ежедневные заботы и дела становятся сетями, которые держат людей, пригибают их к земле и доводят до такой степени помрачения, что в них не остается и следа благочестия.
Впрочем, если бы у них и оставалось немного времени, они и его употребляли бы на свои дела. С ними бывает то, что случается с охотниками. Даже когда охотники спят, им снится, что они бодрствуют – охотятся на птиц и зверей, которые то убегают от них, то попадают в их сети. Тело их покоится в кровати, а воображение – в лесах. То же бывает и с теми, кто одержим многопопе-чительностью. Они стоят в церкви и произносят устами слова молитв, а в это время их ум бродит то здесь, то там, погруженные в житейские дела: как бы их лучше сделать. Они мыслями в том, как бы сделать одно дело, закончить другое, а для души времени не остается. Несмотря на то, что тело их находится в храме, их ум – на улицах. Даже когда они уснут, их мысль будет перебегать от одной работы к другой. Если тебе не нравится, когда ты о чем-то говоришь со своим другом, а он тебя не слушает и постоянно задает какие-то неуместные вопросы, то как ты можешь желать, чтобы Бог говорил с твоим сердцем в то же самое время, когда в нем сотня суетных помыслов?
Чтобы тебе избавиться от этих двух бед – праздности и многопопечительности, – молись Господу, чтобы Он просветил тебя, чтобы ты понял цель, для которой рожден в этом мире, как говорит пророк Давид: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих кое есть, да разумею, что лишаюся аз» (Пс. 38:5). А после этого подумай о том, как драгоценно время твоей жизни. Оно настолько ценно, что все витии, если бы они собрались вместе, не смогли бы показать всю ее драгоценность и важность, и, в конце концов, им останется только умолкнуть, как несмышленышам. Но что я говорю? Если бы даже Ангелы захотели растолковать нам это, то ничего не смогли бы сказать. Потому что время, данное нам Богом для того, чтобы в течение его мы стяжали Рай, драгоценно так же, как и сам Рай.
Понимаешь ли ты теперь, какую цену имеет время, которое Господь дал нам для изменения нашей жизни? Когда смерть внезапно придет к тебе, ты станешь искать еще хотя бы одного мгновения, но не найдешь его.
Рассказывают об одном вельможе, который в продолжение многих лет был советником при своем царе. Когда он понял, что достиг конца своей жизни, то горько заплакал и сказал: «Горе мне! Я истратил столько бумаги, когда писал царские грамоты, и не нашел даже одной минуты, чтобы записать на какой-нибудь ненужной бумажке свои грехи, чтобы теперь вспомнить их и раскаяться». И ты, возлюбленный, можешь так же заплакать в конце твоей жизни, что столько лет провел в суете.
Проснись же и встань от сна. Будь подобен паломнику, который, позволив себе прилечь отдохнуть и вспомнив, что его товарищи ушли далеко вперед, тотчас встает и продолжает свой путь. Будь же «не как неразумный, но как мудрый, дорожа временем; потому что дни лукавы» (Еф. 5:15, 16).
Составлено на основе материалов сайтов wikipedia.org, azbuka.ru, monastery.ru
Изображения: pravoslavie.ru