Автор: протоиерей Борис Балашов
В день празднования Рождества св. Иоанна Крестителя.
Сегодня мы чтим память величайшего пророка Ветхого Завета Иоанна Крестителя. Но интересно, что Христос говорит про него: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф. 11:11).
Язычник или неверующий могут различать, что хорошо, что плохо; что доброе дело, а что злое. Более того, когда человек от неверия приходит к христианской вере, то в какой-то момент он обнаруживает, что Евангелие с его законами духовной жизни – это что-то чудное и светлое. Тогда человек открывает для себя Евангелие, узнаёт в нем своё родное, только давно забытое.
Человеку, старающемуся жить по закону совести, очень трудно в этом мире. Где же взять силы, чтобы жить по совести? В отличие от язычества и неверия, Ветхий Завет давал чёткие нравственные критерии: что хорошо, что плохо, как надо и как не надо поступать. Ветхий Завет и его заповеди указывают путь ко Христу, к принятию Евангелия и христианской жизни.
Ветхий Завет был духовным детством человечества. От того, как проходит детство, зависит, каким будет взрослый человек. Если детский период в воспитании упущен, то восполнить его практически невозможно. Ребёнок соблюдает определённые запреты, учится правильно жить и беречь свою жизнь. Когда станет взрослым, если вырастет умным, ему эти запреты будут не нужны, потому что ребёнку надо запомнить, почему дорогу у трамвая нельзя переходить сзади, а у автобуса – спереди, взрослый же понимает, что к чему и почему. Аналогично происходит и в духовной жизни.
Иоанн был самым великим пророком Ветхого Завета. Ещё не понимая Евангелия, подошёл к нему очень близко. Так близко, что смог своих учеников направить к христианской вере и Евангелию, хотя сам он остался в Ветхом Завете. Пользуясь только Откровением Ветхого Завета, он достиг максимального приближения к Богу. Если говорить языком техники, у него КПД духовной жизни 100%. А у нас? Хорошо, если 2%.
В Ветхом Завете человек не имел поддержки Божественной благодати в борьбе с грехом. Христос ещё не победил грех и ад и не был прославлен. Христианин имеет благодатную поддержку Божью, Который помогает бороться с грехом и помогает наводить порядок в душе. В Ветхом Завете вся борьба человека с греховными искушениями осуществлялась исключительно собственными силами, мы же боремся с ними с помощью благодати Божией.
Возьмем пример: решили строить дом. Надо выкопать под него котлован. В одном месте люди взяли лопаты и вырыли этот котлован за длительное время. А в другом месте приехал экскаватор, за три часа всё сделал и уехал. Как с помощью техники гораздо легче решать строительные задачи, так и с помощью Божией благодати, действующей в искреннем христианине, легче преодолевать трудности и строить свою жизнь.
Великая верность Иоанна Богу признавалась всеми, даже его врагами. Конечно, пророк имел некие дары Святого Духа, которые помогали ему в проповеди, в его деятельности, в конце концов, он сумел узнать Христа. Что это Господь, он почувствовал сердцем. Когда Христос пришёл к Иоанну на Иордан и крестился от него, Иоанн своей душой почувствовал, что Иисус из Назарета не такой, как все. «Не Ты, а я должен от Тебя креститься» (см. Мф. 3:14). Кажется на первый взгляд, что Иоанн был прав, однако это не соответствует Божьему плану спасения людей.
В чём величие этого пророка? Он сумел привести людей Ветхого Завета ко Христу и этим выполнил одну из важнейших задач ветхозаветного законодательства. Иоанн призывал народ к деятельному покаянию: Сотворите достойные плоды покаяния (Лк. 3:8). «Обратитесь назад, вспоминайте, как жили ваши богобоязненные предки, – взывал Иоанн к иудеям. – Уйдите от греховной жизни». И действительно, удаление от нарушения нравственных норм Ветхого Завета создает в душе человека основание для рождения христианской веры и начала духовной жизни. Иисус Христос, начиная Свое общественное служение, тоже говорил о покаянии: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). Эти же слова звучат и из уст Иоанна Крестителя (см. Мф. 3:2). Однако слова Спасителя имеют иной смысл, чем у Иоанна. Христос не зовет людей назад, ко времени расцвета религиозной жизни израильского народа, Он зовет вперед: Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15).
Иисус Христос призывает людей развернуть свою жизнь на 180%, принять путь жизни по Евангелию и созидать Царство Божие уже сейчас, в земной жизни – в своем сердце, в своих взаимоотношениях с Богом и с людьми.
Конечно, без Бога Евангелие неисполнимо. Но Господь в Своих таинствах дает людям Божественную благодать – силу Божию. Взращивая в своем сердце Божий дар, человек его многократно умножает богоугодной жизнью, и невозможное становится возможным.
Для человека, выросшего в хорошей семье, когда-то наступает тот период, когда он оставляет всё детское, в детские игры не играет и уже живёт по-взрослому. Он оставил свои «короткие штанишки» и живёт уже полноценной взрослой жизнью. Это значит – жить по-настоящему, любить по-настоящему, если придется защищать свой народ и страну, то и воевать по-настоящему.
Христианское покаяние как обращение души, жизни и сердца к Богу и Евангелию – это начало христианского пути. Покаяние как полное отречение от прежней греховной жизни совершается перед таинством Крещения или через таинство Покаяния при возвращении в Церковь Христову после многих лет блуждания. Перед встречей со Христом в таинстве Святого Причастия верующий человек очищает свою душу от греховной пыли в исповеди – таинстве Покаяния. Тогда, удаляясь от совершённых по немощи грехов, христианин восстанавливает свою благодатную связь с Церковью и со Христом.
Если христиане считают, что покаяние есть критическая самооценка, постоянный контроль своих мыслей и действий, то молитва Богу после грязных мыслей и поступков с просьбой об очищении души совершенно необходима. Однако многие люди думают, что покаяние – это скучно, грустно, уныло. Это совсем не так. Приведем пример: мы нахамили ближнему и поссорились с ним. Потом пришли в себя, подошли к нему, покаялись и попросили прощения. Что мы будем чувствовать после такого примирения: тяжесть или радость? Именно в этом случае будет легко на душе. Подобное происходит и в духовной жизни, ведь покаяние – это постоянное очищение души от грязи, которая к ней постоянно прилипает. А с ней надо бороться.
Пророк и Предтеча Христов Иоанн стал подлинным учителем покаяния на все времена. Когда человек, грязный и потный, сходил в душ или ванную помыться, ему тяжело или легко после этого? Гораздо легче. Так же легче на душе после искреннего покаяния. Аминь.