Image

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17)

Автор: протоиерей Борис Балашов

В день празднования Рождества св. Иоанна Крестителя.

Иоанн Креститель. Византия, XIV в.

Сегодня мы чтим память величайшего пророка Ветхого Завета Иоанна Крестителя. Но интересно, что Христос говорит про него: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф. 11:11).

Язычник или неверующий могут различать, что хорошо, что плохо; что доброе дело, а что злое. Более того, когда человек от неверия приходит к христианской вере, то в какой-то момент он обнаруживает, что Евангелие с его законами духовной жизни – это что-то чудное и светлое. Тогда человек открывает для себя Евангелие, узнаёт в нем своё родное, только давно забытое.

Человеку, старающемуся жить по закону совести, очень трудно в этом мире. Где же взять силы, чтобы жить по совести? В отличие от язычества и неверия, Ветхий Завет давал чёткие нравственные критерии: что хорошо, что плохо, как надо и как не надо поступать. Ветхий Завет и его заповеди указывают путь ко Христу, к принятию Евангелия и христианской жизни.

Ветхий Завет был духовным детством человечества. От того, как проходит детство, зависит, каким будет взрослый человек. Если детский период в воспитании упущен, то восполнить его практически невозможно. Ребёнок соблюдает определённые запреты, учится правильно жить и беречь свою жизнь. Когда станет взрослым, если вырастет умным, ему эти запреты будут не нужны, потому что ребёнку надо запомнить, почему дорогу у трамвая нельзя переходить сзади, а у автобуса – спереди, взрослый же понимает, что к чему и почему. Аналогично происходит и в духовной жизни.

Иоанн был самым великим пророком Ветхого Завета. Ещё не понимая Евангелия, подошёл к нему очень близко. Так близко, что смог своих учеников направить к христианской вере и Евангелию, хотя сам он остался в Ветхом Завете. Пользуясь только Откровением Ветхого Завета, он достиг максимального приближения к Богу. Если говорить языком техники, у него КПД духовной жизни 100%. А у нас? Хорошо, если 2%.

В Ветхом Завете человек не имел поддержки Божественной благодати в борьбе с грехом. Христос ещё не победил грех и ад и не был прославлен. Христианин имеет благодатную поддержку Божью, Который помогает бороться с грехом и помогает наводить порядок в душе. В Ветхом Завете вся борьба человека с греховными искушениями осуществлялась исключительно собственными силами, мы же боремся с ними с помощью благодати Божией.

Возьмем пример: решили строить дом. Надо выкопать под него котлован. В одном месте люди взяли лопаты и вырыли этот котлован за длительное время. А в другом месте приехал экскаватор, за три часа всё сделал и уехал. Как с помощью техники гораздо легче решать строительные задачи, так и с помощью Божией благодати, действующей в искреннем христианине, легче преодолевать трудности и строить свою жизнь.

Великая верность Иоанна Богу признавалась всеми, даже его врагами. Конечно, пророк имел некие дары Святого Духа, которые помогали ему в проповеди, в его деятельности, в конце концов, он сумел узнать Христа. Что это Господь, он почувствовал сердцем. Когда Христос пришёл к Иоанну на Иордан и крестился от него, Иоанн своей душой почувствовал, что Иисус из Назарета не такой, как все. «Не Ты, а я должен от Тебя креститься» (см. Мф. 3:14). Кажется на первый взгляд, что Иоанн был прав, однако это не соответствует Божьему плану спасения людей.

В чём величие этого пророка? Он сумел привести людей Ветхого Завета ко Христу и этим выполнил одну из важнейших задач ветхозаветного законодательства. Иоанн призывал народ к деятельному покаянию: Сотворите достойные плоды покаяния (Лк. 3:8). «Обратитесь назад, вспоминайте, как жили ваши богобоязненные предки, – взывал Иоанн к иудеям. – Уйдите от греховной жизни».  И действительно, удаление от нарушения нравственных норм Ветхого Завета создает в душе человека основание для рождения христианской веры и начала духовной жизни. Иисус Христос, начиная Свое общественное служение, тоже говорил о покаянии: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). Эти же слова звучат и из уст Иоанна Крестителя (см. Мф. 3:2). Однако слова Спасителя имеют иной смысл, чем у Иоанна. Христос не зовет людей назад, ко времени расцвета религиозной жизни израильского народа, Он зовет вперед: Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15).

Иисус Христос призывает людей развернуть свою жизнь на 180%, принять путь жизни по Евангелию и созидать Царство Божие уже сейчас, в земной жизни – в своем сердце, в своих взаимоотношениях с Богом и с людьми.

Конечно, без Бога Евангелие неисполнимо. Но Господь в Своих таинствах дает людям Божественную благодать – силу Божию. Взращивая в своем сердце Божий дар, человек его многократно умножает богоугодной жизнью, и невозможное становится возможным.

Для человека, выросшего в хорошей семье, когда-то наступает тот период, когда он оставляет всё детское, в детские игры не играет и уже живёт по-взрослому. Он оставил свои «короткие штанишки» и живёт уже полноценной взрослой жизнью. Это значит – жить по-настоящему, любить по-настоящему, если придется защищать свой народ и страну, то и воевать по-настоящему.

Христианское покаяние как обращение души, жизни и сердца к Богу и Евангелию – это начало христианского пути. Покаяние как полное отречение от прежней греховной жизни совершается перед таинством Крещения или через таинство Покаяния при возвращении в Церковь Христову после многих лет блуждания. Перед встречей со Христом в таинстве Святого Причастия верующий человек очищает свою душу от греховной пыли в исповеди – таинстве Покаяния. Тогда, удаляясь от совершённых по немощи грехов, христианин восстанавливает свою благодатную связь с Церковью и со Христом.

Если христиане считают, что покаяние есть критическая самооценка, постоянный контроль своих мыслей и действий, то молитва Богу после грязных мыслей и поступков с просьбой об очищении души совершенно необходима. Однако многие люди думают, что покаяние – это скучно, грустно, уныло. Это совсем не так. Приведем пример: мы нахамили ближнему и поссорились с ним. Потом пришли в себя, подошли к нему, покаялись и попросили прощения. Что мы будем чувствовать после такого примирения: тяжесть или радость? Именно в этом случае будет легко на душе. Подобное происходит и в духовной жизни, ведь покаяние – это постоянное очищение души от грязи, которая к ней постоянно прилипает. А с ней надо бороться.

Пророк и Предтеча Христов Иоанн стал подлинным учителем покаяния на все времена. Когда человек, грязный и потный, сходил в душ или ванную помыться, ему тяжело или легко после этого? Гораздо легче. Так же легче на душе после искреннего покаяния. Аминь.


 

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17) — Клин православный