Автор: протоиерей Борис Балашов
Воскресший Христос явился Своим апостолам, которые были собраны вместе, а двери были наглухо заперты. Ученики осязаемо убедились, что Христос Воскрес телесно. Это было в первый день после пасхальной субботы, как мы теперь говорим — в воскресный день. Фомы в этот раз с апостолами не было. Через восемь дней, в следующий воскресный день уже все одиннадцать апостолов вместе с Фомой также собрались в доме за запертыми дверями.
Ученики рассказали Фоме о Воскресшем Христе, но тот смотрел на них и не мог поверить в это до конца. С одной стороны, Фома понимал, что они не станут лгать, а с другой – чувствовал, что люди, ставшие свидетелями Воскресения, должны измениться. Как может остаться прежним человек, соприкоснувшийся с чудом Воскресения? Либо человек меняется, обновляется этим Воскресением, либо он предаёт Христа.
Сейчас мы понимаем причину этого: апостолы пока не приняли полноту даров Духа Святого. Эта полнота даров Святого Духа будет дана в день Пятидесятницы.
Фома сказал апостолам: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).
И вновь приходит Иисус Христос: «Когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:26–28).
Фома раньше других апостолов, быть может, почувствовал истину, понял, что Иисус – не только Мессия, не только воскресший Человек, но и Бог. Поэтому и сказал: » Господь мой», – то есть Бог, Которому я служу, для Которого живу.
В ответ Христос говорит очень важные слова: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Фома был очень трезвомыслящим, не легковерным человеком, а Господь говорит о том, что блаженны те, кто сможет уверовать, сердцем соприкоснувшись со Христом. Эти слова во всей полноте относятся и к великим праведникам и страстотерпцам князьям Борису и Глебу.
Совсем недавно Русь приняла Христианство. Эти два брата принадлежали к первому поколению людей, выросших в православной вере и сроднившихся с Православной Церковью. Преданные Господу и душой, и телом, они никогда своими телесными глазами не видели Христа. Но Сам Христос и Его Евангелие были глубоко запечатлены в их верующих сердцах. Братья обрели обещанное христианам блаженство — счастье веры и любви со своим Спасителем. Поэтому они не могли отказаться от верности Евангелию Христову в час смертного испытания. Счастье земной жизни у них было отнято, но полноту Вечного счастья верности в любви Христу у них никто отнять не смог. Не сможет и у нас никто и ничто отнять обещанного Христом блаженства верующих, если во всех трудностях и испытаниях мы будем верны любви Христовой и Его Евангелию. Аминь!