Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 8-ю по Пятидесятнице.
Умножение хлебов. Византийская мозаика церкви Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна
Мы сегодня читали отрывок из Евангелия о насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами, который все прихожане прекрасно знают. Прихожане – не просто те люди, которые приходят в храм. Мы все члены Церкви, а Церковь Христова – корабль, на котором мы движемся в вечную жизнь, Небесное Царство, к Богу. Слово «приход» как раз и означает «движение домой из чужой страны».
Православные храмы строятся алтарем на восток – сторону, где восходит солнце, потому что Господа Иисуса Христа мы называем «Солнцем Правды» и к Нему идём. Поэтому прихожане – те, кто вместе с той или иной церковной общиной движутся ко Христу, на Его зов. А значит, для каждого из нас естественно ежедневно общаться с Тем, Кто ради нас жил, умер и Воскрес.
Любое общение так или иначе подразумевает диалог, то есть мы говорим и слушаем. К Богу мы обращаемся в молитве, что подразумевает отнюдь не «вычитывание» текстов молитвослова, ведь Господь знает, что мы грамотные: Он слушает наши мысли. Но если мы молимся рассеянно, не можем сосредоточиться, Бог просто ничего не услышит.
Конечно, нужно не только обращаться к Богу, но и стараться услышать Его слова. Слово Божие имеет огромную силу, по одному слову Господа расслабленный исцелился: поднялся на ноги и стал ходить – значит, он принял то, что принесло ему слово Христово. И сколько раз мы видим подобное в Евангелии!
Чудо насыщения народа пятью хлебами и двумя рыбами описывают все четыре евангелиста. Но кто были эти люди, собравшиеся в тот день вокруг Иисуса Христа? Разве Господь специально пригласил их на трапезу? Нет, они сами пришли к Нему, чтобы утолить духовный голод, и это не образное выражение.
Человек – существо духовно-телесное, у него есть тело, похожее на то, какое и у животных, нуждающееся в пище, отдыхе, заботе, но у него есть и некий духовный организм, точнее – душа. Она также нуждается в неустанной заботе, потому что все мы больны духовно. Мы больны грехом, который тяжело поддаётся лечению и разрушает здоровье нашей души.
Но всегда были люди, которые понимали, как значимо слово Божье: Иисус удалился… в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком (Мф. 14:13). Несколько тысяч людей устремились за Христом в пустыню, причём они так спешили, что забыли о еде, поскольку для них важнее оказалось утолить духовный голод словами Христовыми, которые несут жизнь, истину, помощь, поддержку, открывают жизненный путь и жизненную правду.
До позднего вечера люди слушали Христа и, конечно, проголодались. Но Христос всегда заботится о Своих духовных детях даже больше, чем делает это любящая мать. Господь видел, что люди устали и голодны, понимал, что им ещё предстоит обратный путь. Бог не обещает деликатесов и излишеств, но всегда даст человеку необходимое для жизни, если мы, как разумные христиане, на первое место ставим Бога и Его слова.
Как часто приходится слышать: «Мне некогда помолиться, почитать Евангелие, я очень занят – работа, дорога», – и такого человека, конечно, можно понять, но правда в том, что Бог не является главным для него в жизни. Когда Бог будет на первом месте, всё остальное сразу станет на свои места. Всем этим людям, собравшимся вокруг Христа в пустыне, некогда было подумать о хлебе насущном, и поэтому о них позаботился Сам Христос!
Евангелисты подчеркивают интересную деталь: когда апостолы обратились ко Христу с просьбой отпустить людей приобрести еду, Он ответил: Не нужно им идти, вы дайте им есть (Мф. 14:16). Ученики стали думать, где же взять еду. У одного мальчика нашлось пять хлебов и две рыбки, которые мама дала ему в дорогу, а накормить нужно было около пяти тысяч мужчин, и это ещё не считая женщин и детей, пришедших с ними.
Господь действует в мире через людей; желая показать это, Он творит чудо руками своих учеников. Как пример: если у меня соседка заболела, Господь не принесёт ей продукты из магазина, а я вполне могу это сделать, если я христианин. У верующих во Христа с Ним настолько тесная связь, что мы составляем одно тело, один духовно-телесный организм.
Я есмь лоза, а вы ветви (Ин. 15:5), – говорит Христос. Каждая веточка, каждый листочек – часть лозы, во Христе мы соединяемся в одно целое. На литургии мы молимся о том, чтобы Господь освятил не только хлеб и вино, но и всех нас. И в мире мы должны следовать воле Христа, тогда Он будет действовать через нас.
Апостолы не до конца понимали слова Христовы, ведь Святой Дух ещё не сошёл на них, но тем не менее старались их исполнять. Их разум повторял, что это похоже на безумие, а Христос сказал: «Делайте! Я с вами», – и они послушали Его, потому что верили. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву.
Важно обратить внимание на то, как это происходит, поскольку здесь не просто совершается чудо: Христос исполняет нужды тех людей, которые на первое место поставили духовную пищу и общение с Ним – а у них, может, и гроша в кармане нет.
Благословение хлебов происходит согласно ритуалу, по которому совершалась праздничная трапеза у евреев: Взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. Христос раздал хлеб через учеников, и ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных (см. Мф. 14:17–20).
Мы видим явное чудо: хлеба хватило всем и ещё остался избыток. В каком месте Евангелия мы уже встречали нечто подобное? Вспомним брак в Кане Галилейской, первое чудо, совершенное Иисусом Христом по просьбе Его Матери, когда Господь превратил воду в вино. Сейчас и с хлебом, после его преломления и благословения Христом, происходит то же самое – всем хватает и ещё остаётся. Эти два евангельских сюжета взаимосвязаны, их нужно воспринимать как некий прообраз Евхаристии – таинства Причастия, когда Христос подлинно насыщает человека духовно и телесно.
Каждый священник, который причащал лежачих больных, знает, что после Причастия у человека часто появляется прилив сил. Казалось бы, это просто малюсенький кусочек освященного хлеба, откуда же берутся силы!? Они появляются, потому что к человеку пришёл Христос!
Евхаристию в храме тоже совершает Христос, а священник озвучивает Его слова, лжицей раздает освященный хлеб людям. Это тоже трапеза, но она имеет таинственный пасхальный характер, когда Христос эти хлебы благословляет и освящает, чтобы всем хватило силы Христовой – всем, кто искренне к Нему пришёл, для кого Христос на первом месте или кто ищет по-настоящему встречи с Ним.
Но можно причаститься и ничего не получить. Почему так происходит? Вот самый простой пример: пришли мы с ведром к колодцу: ведро есть, вода есть, льём-льём, а в ведре пусто. Что случилось? Либо ведро дырявое, либо вовсе дно выскочило! Так и человек иногда оказывается неспособен принять Божий дар. Молитвы, пост, прощение обид, покаяние – вот необходимая подготовка! Мы стараемся в меру своих сил сделать себя способными хоть немного, хоть как-то принять те дары, которые даёт Христос, а это Он Сам приходит в наши души и тела.
Это очень показательный пример. Когда мы слишком обеспокоены внешним благополучием, вспомним, что Бог знает о наших нуждах больше нас самих и никогда не оставит тех, кто избирает в первую очередь Христа, Его слово, Его волю! Аминь.