Image

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:14–23)

Автор: протоиерей Евгений Мальков

В минувшее воскресенье мы читали отрывок из Евангелия от Матфея, в котором рассказывается об исцелении бесноватого отрока.

К Иисусу Христу приходит некий человек, у которого личная трагедия: болен его сын – и он готов отдать все средства для его исцеления. Не найдя Самого Христа, этот человек обращается за помощью к апостолам, зная, что они, как и Учитель, исцеляют словом. Дальше происходит удивительное – апостолы этого сделать не могут. Представим себе отчаяние этого человека! Он обращался и к врачам, и к священникам, а теперь и к ученикам Христовым – и всё тщетно. Осталось одно – он подошёл ко Христу и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его (Мф. 17:14–16).

Видя страдания отца, Христос отвечает: О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мф. 17:17). К кому обращены эти слова? Ученики ведь всегда со Христом, стараются служить Ему, проповедовать, но оказывается, что этой веры мало. Им чего-то не хватает, как подчас и нам, и Христос их не то чтобы осуждает – иногда бывает трудно верить по-настоящему, всецело, до глубины души.

Почему мы не можем сразу поверить, что Бог есть, что в нашей жизни Он занимает первое место, и без Него мы ничего сделать не можем, что надо молиться? Потому что для этого необходимо будет признать, что мы все испорчены вследствие грехопадения, когда грех вошел в душу человека. Вся наша сущность стала иной – исковерканной и болезнетворной, потому что теперь мы и сами больны, и можем заражать греховной болезнью других. Другой стала душа человека, его духовная жизнь, исказились доверительные отношения между человеком и Богом, и верить Творцу людям тоже стало сложнее.

Подчас мы и близким своим не доверяем. Все эти недоразумения, склоки, зависть – оттого, что мы стали другие, грех живёт в нас. Поэтому слова Христа: О, род неверный и развращенный, – обращены не только к ученикам, но и ко всем нам.

И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:18–21).

И ничего не будет невозможного для вас – всё возможно для тех, кто живёт с Богом. Но, к сожалению, мы живём иначе, и чтобы обрести такую крепкую веру, нам нужно начать усиленно бороться со своими грехами.

Сей же род изгоняется только молитвою и постом, – о чём говорит здесь Иисус Христос? Многие стараются молиться. Понятно, что обращаться к Богу надо искренне, чистосердечно пытаться строить с Ним отношения. А для чего нужен пост? Это ведь не просто диета!

Обратимся к истории. Когда люди находились в раю, Бог дал им заповедь: можете есть плоды любых деревьев, кроме плодов древа познания добра и зла. Отсюда мы видим, что Адам и Ева употребляли только плоды деревьев, другой пищи у них не было, эти условия были для первых людей идеальны. Но когда случилось грехопадение, мир вокруг тоже изменился, иным стал климат, животные стали врагами человеку. Чтобы выжить, человек отныне был вынужден уничтожать тех, кого Бог дал ему в услужение. Появляются охота, скотоводство – отныне животные являются пищей для людей.

Что же происходит, если мы соединяем молитву и пост, освящаемся в таинствах благодатью Божьей? Мы пытаемся вернуться в то райское состояние, в котором когда-то пребывали наши прародители. Воспоминаем в таинствах и становимся сопричастниками жизни вечной – той жизни, которая была дарована людям Творцом.

Начался Успенский пост. Будем помнить, что само воздержание от пищи для духовной жизни не имеет никакой цены. Но если этот пост будет соединен с молитвой, мы сможем хотя бы отчасти ощутить себя сопричастниками Божьей благодати. Пост – не ограничение, не наказание, это возможность сделать себя лучше! Но возможно это тогда, когда мы стараемся освятить свою душу молитвой и церковными таинствами.

Иисус Христос пытается достучаться до нас, но самое страшное, что даже ученики Господа, постоянно находившиеся рядом с Ним, до конца не могли во многое поверить. Они исцеляли, воскрешали, совершали другие чудеса, но объяснить, как это происходит, не могли. И у нас в отношениях с Богом поэтому часто появляется трещина, ведь мы пытаемся объяснить рационально отношения любви, а это невозможно – они либо есть, либо их нет. Аминь.


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:14–23) — Клин православный