Image

«В третий раз явился Иисус ученикам Своим…» (Ин. 21:1–14)

Мы сегодня читали воскресное Евангелие – первую часть двадцать первой главы из Евангелия от Иоанна, где говорится о явлении Воскресшего Христа ученикам. С какими обстоятельствами это было связано?

Воскреснув, Христос явился ученикам, сказав, что пошлёт их с проповедью к разным народам, но когда и как это произойдёт, им пока было непонятно. По велению Христа они отправились из Иерусалима в Галилею. Ясно, что нужно свидетельствовать о Воскресшем Христе, но что при этом нужно делать?

В Галилее были апостолы Симон (Петр), Фома, Нафанаил, сыновья Зеведеевы (Иаков и Иоанн) и ещё два ученика. Петр предположил, что, если Господь конкретно им ничего не поручил, то следует заняться привычным трудом – рыбной ловлей. Интересно, что учеников в тот момент было семь, а в еврейской символике это число означает полноту чего-либо.

Так бывает и с нами: вроде призвал Христос, велел что-то делать, но у нас ведь свои соображения на этот счёт, мы же лучше знаем, чем нам заняться – не рыбалкой, так огородом… Но какой будет результат? Когда апостолы пошли ловить рыбу по своей воле (Господь их не посылал), они, проработав всю ночь, так ничего и не поймали.

Когда наступило утро, они увидели кого-то на берегу. Это был Иисус, но ученики тогда Его не узнали. Он говорит им: Дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы (Ин. 21:5–6).

Есть ли у вас какая пища? Вопрос вполне закономерный, ведь если рыбаки наловили рыбы, сразу найдётся покупатель. Но лодка была пуста, совета они послушались, скорее, от безысходности, и только вытащив множество рыбы, начали осознавать, что нечто похожее уже было в самом начале их апостольского служения.

Апостол Иоанн, который наиболее глубоко воспринимал учение Христа, первым понял, что именно по Его воле подобное произошло с ними прошлый раз и сказал Петру: Это Господь. И Пётр, быть может, не так тонко чувствующий и глубоко понимающий, как Иоанн, но более горячий в вере, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море (Ин. 21:7). Он торопился скорее приплыть ко Христу, чтобы снова быть с Ним, но, с другой стороны, он не забыл взять свою одежду, чтобы не предстать перед Господом в неподобающем виде.

Когда к берегу подошла лодка с уловом, ученики увидели, что Иисус и Петр сидят на берегу возле огня, на котором разложены рыба и хлеб. Но ведь Петр поплыл без рыбы и Христос рыбу не ловил, откуда всё это взялось?

В Евангелии уточняется, что улов составил сто пятьдесят три больших рыбы. И при таком множестве не прорвалась сеть (Ин. 21:11). Если мы углубимся в историю Древнего Востока, то обнаружим: в те времена евреи считали, что на земле проживает сто пятьдесят три разных народа (конечно, их было на самом деле больше, но тогда это людям известно не было) – то есть количество рыб символично. Рыбу ученики поймали по велению Христа, фактически, Он сделал это их руками, и этот образ объясняет нам смысл апостольского служения: улавливать людей из моря греха для их спасения.

Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь (Ин. 21:12). Христос помнит не только о нашей духовной жизни – Он видит нашу потребность в сне и отдыхе, знает всё о наших нуждах. Внешне Иисус был иным, но сердцем они чувствовали, что это Он.
Отметим ещё один важный момент. У древних христиан изображение рыбы было символом Христа и христианства, поскольку греческое слово рыба – ΙΧΘΥΣ (ихтис) – представляет собой аббревиатуру греческой фразы «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Изображать крест открыто во времена гонений было немыслимо, поэтому последователи Христа использовали тайную символику.

В тот момент апостолы ещё не получили Дары Святого Духа, поэтому время служения для них ещё не настало. Но очень скоро оно придёт, ученики понесут весть о Христе по всему миру, и их проповедь будет совсем другой. Если до Крестной смерти Учителя они свидетельствовали о том, что Христос – это обещанный Богом Мессия, то отныне будут говорить, что смерть и грех побеждены, Христос Воскрес и несёт эту победу всем, кто примет Его Евангелие!

Когда мы действуем без Бога, следуя только собственному разуму, у нас толком не получается ничего, но, если поступаем по Божьему благословению, оказываемся способны делать то, что и представить было сложно! Как простые рыбаки смогут верой спасти многие тысячи людей? Казалось бы, это невозможно, но когда мы с Богом – возможно всё!

Фото иконы: hram-iverskaya.cerkov.ru


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
«В третий раз явился Иисус ученикам Своим…» (Ин. 21:1–14) — Клин православный