«На горе Фавор преобразился Ты, Спаситель…»

Автор: протоиерей Борис Балашов

Дорогие братья и сестры, не буду вновь пересказывать евангельские события, произошедшие на горе Фавор, вы все их прекрасно помните. Мне вспомнились слова, которые в романе «Братья Карамазовы» Достоевский вложил в уста Дмитрия. Влюбившись, герой романа констатировал, что «красота – это страшная сила». Слово «страшная» упомянуто им в контексте «сильнейшая», а не в том смысле, что она вызывает страх.

Но красота бывает разная: мы часто восхищаемся телесной красотой, которая, увы, быстро проходит; более глубокое чувство вызывает красота души человека. Однако, по словам одного святого, нет ничего прекраснее человеческой души и в то же время нет ничего безобразнее её.

Иисус Христос являет нам совсем иную – совершенную – красоту Бога, соединенную с Его Человеческой природой. И эта удивительная красота приоткрывается в событии Преображения, которое произошло незадолго до Распятия и Крестной смерти Спасителя.

Обратимся к богослужебным текстам, которые эту мысль раскрывают. В переводе тропаря 2-го канона 5-й песни читаем:

Создавший невидимыми руками человека / по образу Своему, Христе, / Ты ныне явил в этом создании / первообразную красоту Свою / уже не как во образе, но каков Ты Сам по естеству, / будучи Богом и вместе человеком.

Фраза создавший невидимыми руками человека – антропоморфизм. Тела у Бога, конечно, нет, но, чтобы как-то пояснить действие божественной силы, мы используем понятия нашего материального мира.

По образу Своему, Христе: Творец создавал человека подобно тому, как скульптор ваяет своё произведение или художник пишет портрет, глядя на натуру, только в данном случае – следуя Своему образу. Человек и есть образ Божий, искажённый в грехопадении, и Иисус Христос приходит, чтобы эту греховную повреждённость исцелить.

Ныне явил в этом создании – то есть в событии Преображения Сын Божий явил в человеческом теле, рожденном от Девы Марии, первообразную красоту Свою – подлинную и вечную красоту Самого Бога. Любая человеческая красота является лишь её слабой копией.

Неслучайно мы видим, что на иконах Преображения Господня апостолы изображаются павшими на колени, но не от ужаса, а как бы в изнеможении, пораженные этой неизреченной красотой, которую они не в силах объяснить, и ослеплённые сиянием Божества. Петру, Иакову, Иоанну было удивительно хорошо в этом божественном свете.

Когда мы пытаемся жить по Евангелию, укрепляясь Божественной благодатью, нас тоже может коснуться эта Небесная красота, на какие-то мгновения Господь может открыться нам. Мы знаем, что Бог мудр и всемогущ, но совершенная красота может проявляться только там, где духовная сила соединена с любовью.

Бог явил Себя по естеству, то есть каким был, но вместить это явление смогли только трое учеников, в той степени, в которой смогли воспринять – якоже можаху, как говорится в тропаре праздника Преображения.

Когда христианин старается жить с Богом и учиться у Него, божественная красота входит в душу и преображает её, даже внешне такой человек постепенно меняется.

Прочитаем седален по 1-й кафизме:

Показывая смертных изменение / по образу славы Твоей / при втором и страшном Твоем пришествии, / на горе Фавор преобразился Ты, Спаситель. / Илия и Моисей беседовали там с Тобою; / трех из учеников Ты туда с Собою призвал, / и они, увидев славу Твою, Владыка, / изумились от сияния Твоего. / Озаривший их тогда Светом Твоим, / просвети души наши! 

Показывая смертных изменение – Христос принял человеческую природу от Девы Марии и, как каждый из нас, Он имеет природу смертную. Святые многократно подчёркивают, что тело Христа было подвержено страданиям и смерти, другой вопрос, что в Нём не было личного греха.

Грех и смерть Иисус Христос окончательно победит Своим Воскресением, а в Преображении Он показывает, каким будет наше человеческое тело в воскресении, раскрывает тайну будущего века: какими мы станем там, если здесь сохраним верность Христу.

«По образу славы», «увидев славу Твою», «изумились от сияния Твоего», «Светом Твоим» – мы встречаем в этом поэтическом тексте много повторов, потому что нет слов, чтобы полностью передать то чувство, которое вызывает сияние божественного света.

Приходя к Серафиму Саровскому, люди видели сгорбленного старичка, опиравшегося на палку, – какая уж тут внешняя красота?! Но все ощущали свет Божественной любви, исходящий от него, видели духовную красоту святого. «Христос Воскресе, радость моя!» – приветствовал он приходящих, и мы понимаем, что если его общение с людьми было столь благодатным, то насколько красивыми были его отношения с Богом!

Конечно, до Серафима Саровского нам далеко, но мы этим же путём должны идти, в свою меру. А если будем стараться, то Господь позволит и нам хотя бы отчасти ощутить Своё присутствие, свет Своей любви. Сложно объяснить ребёнку, который не пробовал, что такое мороженое, насколько это вкусно. Примерно это можно сказать и о нас: пока мы не имеем крепкой связи с Богом, мы не можем понять, насколько это прекрасно. Но, если будем стараться подражать в своей жизни Ему и святым, Господь даст нам хоть немного согреться в лучах Своего света, и мы поймём, какова жизнь в Царстве Небесной славы. Аминь.


 

Последние новости

Молебен перед строительством храма в поселке Ванькино

В коттеджном поселке Ванькино Клинского округа заложили фундамент под строительство храма в честь иконы Божией Матери «Умиление». Инициатором…

Сен 15, 2024

День трезвости в Клинском благочинии

11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в храмах Клинского благочиния после…

Сен 14, 2024

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В новом выпуске программы «Дорога к храму» поговорим о православном школьном образовании. Гости студии: благочинный церквей Клинского округа…

Сен 7, 2024

Нагорная проповедь. По плодам узнаете их (Воскресная школа онлайн, «Изучение Священного Писания», лекция 51)

Продолжаем публикацию занятий во взрослой группе воскресной школы при Скорбященском храме г. Клина по курсу протоиерея Бориса Балашова…

Сен 6, 2024
 
«На горе Фавор преобразился Ты, Спаситель…» — Клин православный